В последние два дня — 23 и 24 августа — цена нефти марки Brent вновь пробила рубеж в 100 долларов за баррель (24 августа -- 101,21). При этом рост стоимости происходит на фоне событий, которые теоретически должны были способствовать её снижению.
Страны ОПЕК+ в августе увеличили добычу на 648 тысяч баррелей в сутки. На легальный рынок поставок в ближайшее время ожидается выход Ирана. Казалось бы, два этих события должны заставить цены на нефть падать. Однако в среду сорт Brent достиг 101,21 доллара за бочку.
Дело в том, что приближается 5 декабря, когда Евросоюз запретит импорт российской нефти танкерами, а G7 объявят потолок нефтецен. При этом полностью заместить поставки из России, как считает большинство аналитических агентств, не удастся.
В прошлом году глобальный экспорт нефти, согласно данным ОПЕК, составил немногим более 2,3 млрд тонн или 41,2 млн баррелей в сутки, что физическом объеме немного меньше, чем в 2020-ом — минус 1,9%. В поставках сырой нефти — почти 230 млн тонн — Россия заняла второе место после Саудовской Аравии. Это принесло российской экономики более 110 млрд долларов. А с учетом экспорта ещё и нефтепрдуктов, РФ заняла третье место после США и Саудовской Аравии. При любом раскладе наша страна в 2021 году стабильно обеспечивала 11% глобального нефтяного рынка. Полностью лишить мировой рынок от таких объемов практически невозможно.
Ситуация с поставками российских сырой нефти и нефтепродуктов в страны ЕС выглядит еще выигрышнее. В прошлом году в Евросоюз было экспортировано около 108 млн тонн (в среднем 3,2 млн бар/сутки) на сумму свыше 50 млрд долларов. Это составляет 33% от общего экспорта в ЕС. Российские нефтепродукты занимают 20%.
Отказ от таких объемов в пользу других поставщиков еще в начале этого года казался для большинства экспертов нефтяного рынка просто немыслимым. Тем более в короткие сроки. И в любом случае такого рода стратегическая операция грозит резким ростом нефтяных цен, вплоть, как прогнозирует ряд аналитиков, до 200 за баррель.
Однако санкционная логика Еврокомиссии привела все-таки к объявлению 30 мая частичного эмбарго на поставки российской сырой нефти и нефтепродуктов. Запрет на заходы в европейские порты танкеров с российской нефтью вступает в окончательную силу 5 декабря этого года, перекрытие в полной мере нефтепродуктов — 1 февраля 2023 года. Эта рестрикция стала частью так называемого шестого пакета санкционных мер Евросоюза.
До 2024 года разрешены поставки нефти по трубопроводу «Дружба». Пока это треть поставок в ЕС. По северной ветке «Дружбы» нефть идет в НПЗ в городах Plock (Польша), Leuna и Schwedt (Германия). По южной — в города Duna (Венгрия), Bratislava (Словакия) и Litvinov (Чехия). Однако правительства Польши и Германии заявили об отказе от «Дружбы» к концу этого года. Если это произойдет на самом деле, то с начала будущего года поставки в ЕС рухнут до 10% от всего нынешнего уровня, то есть немногим более 300 тысяч баррелей в сутки.
В глобальном плане, как подсчитали в международном рейтинговом агентстве Fitch, частичное эмбарго Евросоюза против российской нефти может привести к уходу четверти её поставок на глобальный рынок уже к концу этого года. В физическом выражении это составит 2-3 млн баррелей в сутки, уверены в Fitch. Поэтому даже частичное эмбарго ЕС может оказать «значительное влияние на глобальную нефтяную торговлю», так как более 30% импорта ЕС нуждается в замещении из других регионов.
Более того, аналитики агентства исключают возможность полной замены российской нефти в Европе. Дело лишь в инфраструктурных ограничениях и логистических сложностях.
Необходимо пояснить о каких барьерах перед эмбарго предупреждает Fitch. Дело в том, что значительная доля европейских НПЗ приспособлена к переработке именно российского высоко сернистого сорта Urals. В Италии, Испании, Греции такого рода НПЗ большинство. Есть они и в Нидерландах, и в Германии. Не случайно в январе-феврале этого года (до 24 февраля) цена на российский нефтяной коктейль впервые в истории превысила котировки марки Brent. Но ненамного. Всего на 1-2 доллара. Но до этого Urals на такую величину стабильно отставала от североморской марки.
Конечно, после введения разного рода санкций, в результате которых банки практически любых юрисдикций стараются либо вообще отказаться от транзакций с российской нефтью, либо резко повысили свою маржу (то же самое сделали транспортные и страховые компании) скидка на Urals достигла 20-30 долларов за баррель. В последнее время российская основная марка торгуется в пределах 72-89 долларов за баррель (в зависимости от стоимости Brent). Можно предположить, что если 24 августа Brent стоил более 101 доллара, то контракт на Urals может составить около 72 долларов. Но в любом случае это выше, чем средняя прошлогодняя цена на 7-8 долларов за бочку.
Эмбарго на Urals приведет к тому, что все оборудование на вышеозначенных НПЗ придется очищать от следов серы. Плюс необходимо будет поменять катализаторы. Все эти работы затратные и, по оценкам экспертов, могут занять до полугода.
Не удивительно, что, по данным Bloomberg, в августе резко увеличились поставки российской нефти в ряд стран ЕС. Так, с 12 по 19 августа они достигали 3,41 млн баррелей в сутки. Для сравнения, в страны Азии — 1, 71 млн. В июле было 2,1 млн баррелей. Вывод прост. Европейские НПЗ, перерабатывающие сернистую нефть, спешат пополнить на зиму запасы произведенного из российской нефти ГСМ.
Однако НПЗ, расположенные в морских портах, теоретически могут через полгода — год отказаться от Urals. Сложнее ситуация на НПЗ, запитанных на нефтепровод «Дружба». Напомним, что по этому трубопроводу, который считается самым протяженным в мире, в страны ЕС в прошлом году поступило 34% от всего российского нефтяного экспорта — более 35 млн тонн.
Financial Times 24 августа сообщила, что большие проблемы возникли как раз на НПЗ в немецком городе Шведт, получающим нефть по «Дружбе». Как уже упоминалось выше, канцлер Олаф Шольц обещал отключиться от российского трубопровода к 5 декабря, в день, когда вводится запрет на танкерные поставки российской нефти в ЕС. Предполагалось получать нероссийскую нефть через морские порты Гданьск (Польша) и Росток (Германия). Трубопроводные мощности для перенаправки нефтяных потоков еще полностью не готовы. Но считалось, что к декабрю это будет сделано.
Однако сейчас выяснилось, что Польша не намерена направлять нефть в Шведт, так как 54% акций местного НПЗ принадлежит «Роснефти». Мощности терминала в Ростоке ограничены. Между тем, НПЗ в Шведте обеспечивает в Восточной Германии 100% поставок дизельного топлива. А с 1 февраля 2023 года дизтопливо из России будет запрещено. При этом на НПЗ занято 1100 сотрудников, которые рискуют потерять работу.
Каких-либо решений по поиску замены нефти из «Дружбы» пока не предлагается. Поэтому ряд российских экспертов полагают, что от «Дружбы» в этом году Германия отказаться не сможет. Тем более, что Еврокомиссия разрешила использовать трубопровод до конца 2024 года. Скорее всего, на это пойдет только Варшава. В результате к концу года поставки российской нефти в ЕС упадут не на 2-3 млн баррелей в сутки (до 10% от показателя прошлого года), как прогнозирует Fitch, а на лишь до 1,4-1,6 млн баррелей. То есть, на 50-60%.
Такой прогноз может оказаться близким к действительности еще и потому, что после введения частичного эмбарго отследить все морские поставки будет весьма сложно. Конечно, регуляторы ЕС ужесточают химический контроль над поступающей нефтью. В Брюсселе утверждают, что фактически пресекли поставки так называемой балтийской смеси, полученной в результате соединения либо Urals, либо российского дизтоплива с другими сортами 50/50.
Между тем, постоянно изобретаются новые формулы. К тому же, по данным ряда западных СМИ, в море находятся более сотни танкеров неизвестной юрисдикции, которые невозможно отследить из-за отключенных транспондеров. Именно на них уже сейчас нефть в основном и поступает, если не напрямую в европейские порты, то перекачивается в открытом море на юридически чистые борты.
«Скоро мы начнём работу над новым соглашением (ОПЕК+ - прим. «Эксперт») на период после 2022 года на базе нашего предыдущего опыта, успехов и достижений», — заявил министр энергетики Саудовской Аравии, принц Абдель Азиз бен Сальман в интервью Bloomberg 22 августа. Он также отметил, что в альянсе намерены сделать новое соглашение более эффективным. Действие предыдущего завершается 30 сентября.
Заявление более принца является более, чем важным для России. Во-первых, Эр-Рияд несмотря на давление США не намерен вытеснить Россию из альянса ОПЕК+. Во-вторых, что даже важнее, альянс приступил к разработке нового механизма удерживания нефтяных цен на нужном именно ему, а не Западу, уровне.
Сейчас трудно прогнозировать, какие цены установятся в конце года. Но ОПЕК прогнозирует, что возможный профицит нефти на мировом рынке может составит не более 1 млн баррелей в сутки вместо предполагаемых ранее 1,4 млн. Это означает, что даже при самом скромном снижении российских поставок нефти в ЕС (например, только в два раза, а не 90%), образуется глобальный дефицит в 0,5-0,6 млн баррелей в сутки. Что неизбежно будет играть в сторону по крайней мере сохранения цены на уровне 100-110 долларов за бочку. А при большем снижении российских поставок цена может дойти и до 200 долларов.
Конечно, Саудовская Аравия и ОАЭ могут восполнить нехватку нефти на глобальном рынке. По данным Международного энергетического агентства, у двух этих стран есть свободные ресурсы в 3 млн баррелей в сутки. К тому же на грани заключения находится сейчас возобновляемая ядерная сделка с Ираном. В результате на рынок может быть выброшено 1-1,5 млн баррелей иранской нефти.
Но в Эр-Рияде, несмотря даже на личные уговоры американского президента Джо Байдена (в июле он посетил столицу саудитов), не торопятся идти на встречу Вашингтону. Появляются даже сообщения о том, что в случае выхода на рынок иранской нефти, Саудовская Аравия сократит на означенный объем добычу и экспорт.
Саудиты опасаются резкого крушения нефтяных цен. Провальный 2020 год показал, что уже при падении цены ниже 70 долларов за баррель у них образуется дефицит бюджета. Вероятно, Эр-Рияд не поддержат инициативу G7 по установлению потолка нефтецен для России уже 5 декабря, в день старта частичного эмбарго ЕС.
Решение о потолке было принято на саммите G7 в конце июня. Согласно разного рода утечкам ценовой потолок может быть установлен на уровне $48 за баррель. Но ниже, чем в два раза по сравнению со стоимостью Brent.
В Вашингтоне, где эта идея созрела еще в марте, понимают, что потолок не рухнет только в случае его установки в большинстве стран-потребителей. Поэтому эмиссары американского Минфина объездили за лето большинство стран-потребителей и даже производителей.
Особых успехов пока нет. По крайней мере никто кроме членов G7 потолочную идею не поддержал. Конечно, теоретически, например, Индия (она внимательно прислушивается к американским предложениям) может и поддержать сверхнизкие цены на российскую нефть. Но и в России, теоретически могли бы пережить заокеанский потолок. Наш федеральный бюджет верстается без дефицита при цене на нефть в 40-42 доллара за бочку. Именно на таких уровнях устанавливалась цена отсечения в 2020-2021 годах.
Впрочем, при таком положении вещей может сложиться ситуация, в которой вся российская нефть будет скуплена с огромной маржой. А что тогда делать Саудовской Аравии? Также продавать по цене ниже 50 долларов? В этом случае её бюджет не сойдется.
Таким образом, России и Саудовской Аравии есть о чем договориться в октябре в рамках ОПЕК+. И, скорее всего, с ценовым потолком для российской нефти у G7 ничего не выйдет.