Европейские политики все чаще заявляют, что регион ждет суровая зима в режиме газовой экономии, но реальных шагов по изменению ситуации не делают.
В Европе с завидной регулярностью звучат слова политиков о том, что уже сейчас нужно учиться жить в режиме жесткой экономии газа, а граждан ЕС и Великобритании ждут суровые времена. Одной из последних на эту тему высказалась глава британского МИД Лиз Трасс, претендующая на посты лидера правящей Консервативной партии и премьер-министра после отставки Бориса Джонсона.
«Я знаю, что будет тяжелая зима. Я хочу сделать все возможное, чтобы мы использовали резервы газа в Северном море, — сказала Трасс в пятницу в эфире телеканала Sky News. — Я хочу продолжать продвигать фрекинг (добычу газа методом гидроразрыва геологического пласта — прим. ТАСС) и двигаться вперед в плане атомной энергетики и возобновляемых источников энергии».
Надежды на поставки СПГ, судя по всему, тоже разбиваются о жестокую реальность. Страны Европы в ближайшем будущем могут быть вынуждены бороться со странами Азии за поставки сжиженного природного газа (СПГ) из России. Об этом в среду пишет газета The Wall Street Journal. Как сообщает издание, ситуация с поставками газа из России в Европу может ухудшиться в ближайшие месяцы. По мнению авторов статьи, Россия найдет причины для дальнейшего сокращения поставок газа и может полностью прекратить качать голубое топливо через Украину и по «Северному потоку».
Проблемы с «Северным потоком» действительно пока не решены. Технические процедуры по газопроводу невозможно завершить из-за антироссийских санкций, введенных в том числе Европой и Великобританией. Именно поэтому европейские страны оказались сейчас в ситуации энергетического кризиса, заявил в интервью Times первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский. Так он ответил на вопрос о том, почему Россия сократила поставки газа в Европу, создав, по мнению издания, дополнительное давление на уязвимые слои населения Европы и Великобритании.
Впрочем, европейцы все в большей степени понимают, откуда на самом деле растут ноги газового кризиса, и что проблемы с энергией они будут решать самостоятельно: кто при помощи дров, а кто — поиском средств на оплату счетов. В Германии, например, все больше людей на фоне стремительного роста цен на газ и непростой ситуации с энергоснабжением сдают свои украшения в ломбард, чтобы как можно скорее получить деньги. Об этом заявил глава Центрального союза германских ломбардов (ZDP) Вольфганг Шедль.
«Их число увеличивается», — передает его слова ТАСС. Бизнес ломбардов, по словам Шедля, оживился в последние несколько недель. Хотя конкретных данных у него нет, но клиенты местных компаний-членов сообщили, что все дорожает. Сезон отпусков также играет роль в увеличении спроса на кредиты. Принимая во внимание инфляцию и высокие цены на электроэнергию, глава ZDP предполагает, что потребность людей в кредитах значительно возрастет в ближайшие месяцы.
Для котировок газа в Европе новая неделя началась без особых изменений по сравнению с окончанием предыдущей, отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Цена держится чуть выше 2000 долл. за 1 тыс. кубометров. Хотя это и очень высокий уровень, но он вс-таки ниже, чем «панический» рубеж 2400 долл. конца июля.
Стабилизации способствуют несколько обстоятельств, объясняет эксперт. В частности — относительное снижение нефтяных цен (с 110 до 96 долларов за баррель Brent в последние 10 дней), связанное во многом с рисками рецессии в мире и ужесточением денежной политики ФРС и другими ведущими центробанками.
Традиционно на рынке существовала довольно жёсткая привязка цен газа к котировкам «чёрного золота». Она объяснима схожестью использования этих ресурсов и факторов, определяющих цены на них. Но в последние месяцы такая корреляция хотя и сохранилась, но стала кардинально слабее.
И дело здесь не в нефти, а в газе, уверен аналитик. Его огромная нехватка — физическая, опасная, с перспективами усиления дефицита осенью и зимой — гораздо более чувствительно воздействует на стоимость «голубого топлива», чем нефтяные котировки. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, в частности, отметил, что цены на нефть опустились до февральского уровня, а цены на газ более чем в четыре раза превышают расценки конца зимы и почти в десять — те, что были год назад. Европа, констатирует Боррель, сталкивается с настоящим штормом: цены на энергоносители растут, экономический рост замедляется, зима приближается.
Поэтому и в последние дни удешевление нефти оказывает ограниченное влияние на цены газа, полагает Гойхман. Но, помимо этого, рынок воспринял как снижение рисков то, что ЕС 5 августа официально утвердил программу сокращения потребления газа на 15% зимой. Против, правда, выступили Польша и Венгрия, но решение было принято простым большинством голосов стран ЕС. Кроме того, заметное влияние на котировки оказал выход в пятницу сильных данных по рынку труда в США — они заметно укрепили доллар, что оказывает давление на цены выраженных в нём активов.
В течение недели существенными для котировок нефти и газа могут быть следующие запланированные события. В среду выйдут данные о потребительской инфляции в США, от которых может зависеть политика ФРС. В тот же день инвесторы ожидают публикации данных по запасам нефти, а в четверг подоспеют ежемесячные отчёты МЭА и ОПЕК. И, конечно, на рынок могут влиять незапланированные новости, связанные с перспективами изменения объёма российских поставок газа в Европу. Наиболее вероятный диапазон колебания котировок на ближайшие дни — 1900—2200 долл. за 1000 кубометров, ожидает Марк Гойхман.
Так или иначе, пока ситуация на газовом рынке Европы остается напряженной, констатирует эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Цены на контракты с поставкой на TTF продолжают находиться вблизи рекордных уровней, отражая опасения участников из-за приближающегося отопительного сезона 2022/2023. Дефицит трубопроводных поставок формирует крайне высокий спрос на СПГ, провоцируя сложности с доступностью газа уже в мировом масштабе.
В фокусе политическая линия стран ЕС, которые пытаются найти способ справиться с кризисом. Одним из шагов на этом пути стало официальное утверждение плана до 31 марта 2023 года сократить потребление газа на 15% по сравнению со средним за 5 лет, подтверждает аналитик. Другое предложение, которое пока осторожно, но все же начинает звучать в публичном пространстве — запуск «Северного потока — 2». До такого решения еще далеко, но сам факт того, что подобные идеи звучат в публичном поле, уже говорит о том, что настроения в ЕС по поводу энергетического сотрудничества с РФ пришли в движение.
Текущий торговый диапазон по TTF (коридор 2100—2200 долл. за тыс. кубометров), прогнозирует Игорь Галактионов, может сохраниться до тех пор, пока проблема с поставками газа в ЕС не получит комплексного решения.