Сергей Кузнецов: «Лучшее время что-то начинать - это сегодня!»

Эксперт в строительной сфере рассказал, почему не нужно откладывать ремонт до «лучших времен»

Эксперт в строительной сфере Сергей Кузнецов
Читать на monocle.ru

Рынок ремонта в нашей стране претерпевает изменения. Экономический кризис 2022 года привел сначала к резкому подорожанию материалов, а затем и к проблемам с поставками, особенно из европейских стран. Некоторые российские компании, занимающиеся ремонтом и отделкой, были вынуждены закрыться из-за потери рентабельности. «На плаву» остались лидеры рынка, для которых происходящее – не конец света, а толчок к развитию. Среди них «Студия ремонта квартир Сергея Кузнецова» и строительная компания ООО «МООН», владельцем и генеральным директором которой он также является. Сергей входит в ТОП-7 лучших организаторов строительного процесса в Москве и является экспертом одного из старейших профессиональных объединений строителей - «Club of builders». Сергей поделился с нашим изданием своими мыслями о том, что происходит в отрасли и как поступать бизнесу, чтобы выйти из кризиса победителем.

- Сергей, как меняется рынок ремонта? Действительно ли отрасль испытывает трудности, или это нагнетание паники?

- Рынок меняется постоянно, и даже не всегда это зависит от глобальных ситуаций, которые происходят в мире. Во многом на него влияет доступность информации и так называемая диджитализация: те клиенты, которые в прошлом обращались к одним заказчикам, сейчас выбирают других, поколения клиентов сменяются. То же самое происходит и с подрядчиками: одни отстают, другие преуспевают. А преуспевают они за счет нового подхода, который ценит современный клиент. Если строительная компания двигается в ногу со временем, то она актуальна всегда. Паника только у новичков рынка, для них любое кризисное состояние - стресс, а кто давно работает, переживает его менее эмоционально.

- Последние годы щедры на кризисы. Как вы преодолели пандемию? Какие проблемы были тогда?

- В 2020-м были сложности не с объемом работы, а больше с ограничениями, которые вводились для обеспечения безопасности. Трепетное отношение к здоровью коллектива и клиента приводило к увеличению сроков строительства. Время отнимала подготовка разрешительных документов на передвижения, которые на пике пандемии были невозможны. Немаловажную роль сыграл тот факт, что большое количество людей было переведено на удаленную работу и находилось в своих квартирах. Это приводило к ограничениям по шумовым работам, а в стройке без шума никуда, к сожалению. Мы восприняли эти трудности как объективные и временные, постарались адаптироваться к непростым условиям и продолжили работу.

Недавно сделал анализ за 12 лет нашего присутствия на рынке. Отмерено более 750 тысяч метров, завершено свыше 270 проектов! Сам не ожидал, что цифры окажутся столь впечатляющими.

- В прошлом году вы получили престижную профессиональную премию “Качество обслуживания и права потребителей” в категории “Строительство и ремонт”. И это на фоне того, как другие компании сворачивались и уходили с рынка. Вас часто приглашают, чтобы выведать секреты успеха?

- Да, и я сам стараюсь регулярно принимать участие в разных коммюнике на тему внутренней отделки и строительства частных домов. Меня часто приглашают гостем и спикером на мероприятия, которые организуют наши профессиональные клубы и ассоциации. Читаю лекции для молодых коллег в «АрхДиалоге». Активно веду социальные сети, считаю их очень важным каналом коммуникации. Я уже упоминал, у меня 57 тысяч подписчиков, значит я, как профессионал, и то, чем занимаюсь, интересно специалистам и не только им.

- Вы состоите во многих профессиональных организациях, в том числе в «Сlub of builders», одной из первых, которая объединила строителей в сфере отделки всей страны. Что сейчас там обсуждают, что беспокоит больше всего ваших коллег?

- Конечно, главными всегда остаются вопросы, как развиваться, как мы можем усилить друг друга, на какие новые технологии необходимо обратить внимание для того, чтобы прогрессировать в этом бизнесе. Но также внутри клуба очень много внимания уделяется рассуждениям, направленным на развитие личности. Современный подход заключается в том, что бизнес - это зеркало его лидера, поэтому прокачивание личных навыков дает коллегам большой рост в их деятельности. Главное в клубе не предметно передавать какие-то конкретные технологические знания друг другу, а в первую очередь делиться опытом. Клуб - не школа обучения строителей, клуб - это передача опыта и ощущение своей причастности не просто к какой-то работе, а к целому направлению. Иногда нам кажется, что мы все знаем и все умеем, но как только начнешь общаться с коллегами, понимаешь, что это не так. Членство в клубе всегда дает толчок для мощного роста.

- Созданием личного бренда вы сказали новое слово в отрасли. Чем вы сами гордитесь?

- Я поставил перед собой задачу создать лучшую профессиональную команду в сфере отделки, поэтому пришел к созданию личного бренда, в названии которого фигурировали бы мои имя и фамилия. Мы научились закрывать все потребности клиента. Мало компаний, которые могут этим похвастаться: в основном все действуют разрозненно, выполняя ограниченное количество работ. Такой подход дал возможность работать с клиентами, которые живут за рубежом или далеко от столицы, но имеют жилую недвижимость в столице. Им не нужно искать отдельно дизайнера, строителя, комплектатора и потом всех вместе контролировать. Вы обращаетесь ко мне - и все! Клиентам импонирует такой подход, чтобы встретиться один раз, передать ключи и в будущем приехать в квартиру, в которой уже стоит мебель. Причем 50% клиентов я видел лишь единожды, так как они живут за рубежом, есть и такие, с которыми я не встречался никогда вживую. Это вроде бы интуитивная вещь и легкая для понимания, но на деле никто из других компаний так не делает. Я видел попытки создания похожего формата в массовом сегменте, но у них совсем не то. Чтобы получалось так, как у меня, это должна быть бутиковая история.

- Вы приложили руку к отделке помещений в элитных жилищных комплексах Москвы: «Царская площадь», «Династия», «Royal House on Yauza», «Серебряный фонтан», «Летний сад», «Сильвер» и других. Как вам удалось добиться такой репутации, когда вас советуют достойные бренды – другим таким же?

- Я делаю акцент на личный бренд. Большинство компаний обезличено. Думаю, их руководители не хотят нести персональную ответственность, поэтому «шифруются». Я же не боюсь давать личную гарантию. Не ухожу от прямого контакта с клиентом. Сам всегда веду страницы в социальных сетях и выступаю единолично гарантом качества работы и профессионализма сотрудников, занятых в отделке. Это вызывает огромное доверие и уважение со стороны клиента. Мои 57 тысяч подписчиков в соцсетях - это очень много для представителя узкоспециализированной отрасли. Про то, что услуга должна быть выполнена качественно, даже вопрос не поднимается. Это само собой разумеется.

- Почему сейчас вы в основном работаете не с застройщиками, а с частными лицами? Ведь это намного сложнее, реализовать задумки каждого клиента, чем просто выполнить типовую отделку сразу для нескольких десятков квартир.

- Сложнее, но гораздо интереснее, каждый проект уникален и имеет свой характер. Стремлюсь реализовываться не просто как специалист, а чувствовать, что создаю что-то особенное, уникальное. Такие чувства можно испытать, только когда работаешь с частными клиентами. Большие обезличенные подряды - это формальный подход, безынициативность и нет никакой эмоциональной отдачи.

- В строительной отрасли России занято более шести миллионов человек. Что бы вы им хотели сказать или посоветовать сейчас, в кризисном 2022 году?

- Строительство - нелегкий труд. Вы молодцы, что развиваетесь в этой сфере! Я уверен, что кушать и строить люди не перестанут никогда. Поэтому если у кого-то появляются сомнения, перспективное ли направление строительство, то напрасно. Наоборот: то, что на рынке меняются поставщики, привычные товары - это вызов, с другими материалами будут другие интерьеры, а не это ли самое интересное в нашем ремесле. Призываю больше общаться с коллегами, многие пренебрегают этим и совершают большую ошибку. Вступайте в клубы, посещайте выставки, мероприятия, которые организуют поставщики. Я уверяю: это даст вам много энергии и нужной информации. Научитесь делиться этой информацией и получите обратную связь, которая развеет любой пессимизм.