Почему газовый бум в США не ослабит энергетический кризис
Еще совсем недавно попутный газ, который, как следует из его названия, является сопутствующим продуктом при добыче сланцевой нефти, не был никому нужен и часто просто сжигался. Конечно, его можно использовать как топливо или получать из него различные химические вещества, но это считалось раньше не только трудным, но дорогим процессом.
Например, его необходимо доставить с месторождений на СПГ-заводы, расположенные в США в основном на побережье Мексиканского залива, но газопроводов мало и не хватает даже для транспортировки природного газа. К тому же, до 2022 года газа хватало и нужды в сохранении попутного газа не было.
Сейчас же в связи с энергетическим кризисом, который, как минимум, в Европе уместнее называть «газовым, ситуация кардинально изменилась. Газ в целом и попутный газ в частности стал таким же ценным продуктом, как «черное золото».
Цены на газ и нефть сейчас находятся в противофазе: первые растут, а вторые снижаются. То же самое, как нетрудно догадаться, происходит и с доходами газовиков и нефтяников: у первых они все время растут, а у вторых в лучшем случае топчутся на месте. Такая динамика приводит к тому, что сланцевики в США в надежде заработать переходят, сообщает Oil Price, с добычи нефти на добычу газа
Цена на газ в Европе приблизилась к 90 долларам за миллион британских термических единиц, что эквивалентно цене барреля нефти в 550 долларов. Баррель же нефти сейчас продается за 90 долларов. Не удивительно, что сланцевики, так сказать, меняют цвет: переходят с «черного золота» на «голубое топливо». Не удивительно и то, что в этом году добыча газа выросла на 50%.
Добыча газа в США в 2022 году побила все рекорды. В среднем, как написал Forbes, американские газовики ежедневно добывают 81,8 млрд кубов газа. Кстати, такой резкий рост добычи вовсе не привел, как казалось бы должно произойти, к снижению счетов за газ для населения и бизнеса по двум главным причинам. Во-первых, американский сжиженный газ в огромных объемах идет сейчас в Европу, для которой он стал самым легким, но отнюдь не самым дешевым решением энергетических проблем; а во-вторых, растет потребление газа и в самой Америке, главным образом, за счет перехода с угля по мере закрытия угольных электростанций на газ в производстве электроэнергии.
«Мало кто обратил внимание на существенный рост количества газовых буровых установок в прошлом году,- объясняет аналитик MKM Holdings Лео Мариани.- Складывается впечатление, что на нефти негативно сказались опасения по поводу состояния экономики, и газ потихоньку вырвался вперед».
Еще важнее то, что американские сланцевики без лишнего шума сейчас все больше бурят скважины для добычи газа, а не нефти. Иными словами, они фактически сокращают добычу нефти и увеличивают добычу газа. Кстати, когда-нибудь, причем, ждать этого момента, по мнению ОР, не так уж и долго, эта смена профессии скажется на нефтяных рынках и ценах на нефть.
Несмотря на очень высокие цены на газ в Европе ситуация с газом не такая однозначная, как может показаться. Недавнее банкротство Driftwood LNG, дочки Tellurian LNG, означает, что у американских газовых компаний, занимающихся сжиженным газом, по-прежнему серьезные проблемы с финансированием. Им по-прежнему трудно найти инвестиции для быстрого наращивания добычи, что в нынешней ситуации кажется вполне логичным. Все это приводит к тому, что энергетический кризис, а если быть точнее: дефицит газа, к весне, как многие надеялись, не закончится и спрос будет еще долго превышать предложение.
По иронии судьбы, нежелание инвесторов вкладывать деньги в газовые проекты во многом объясняется как раз их опасениями относительно долговечности высокого спроса на газ.
Американцы как-нибудь со своими проблемами разберутся, а вот для Европы это плохие новости, потому что она сделала ставку на СПГ, который, считают в Брюсселе, должен заменить российский газ.
Для Соединенных Штатов, вернее, для американских потребителей это хорошие новости. Все просто: чем меньше газа будет экспортироваться в жидком виде, тем больше его будет оставаться в стране для внутреннего пользования. Но торопиться радоваться потребителям не стоит: специалисты считают возврат к прежним ценам очень маловероятным.