«Керамисты вынуждены переориентироваться на отечественное сырье»

Юлия Пиковская о проблемах отечественной керамической промышленности и дефиците сырья

Руководитель отдела маркетинга ПАО «Симпреал» Юлия Пиковская
Читать на monocle.ru

Отечественная керамическая отрасль сталкивается с двойным вызовом – необходимостью восполнить возникший вследствие ухода западных компаний товарный дефицит и ограниченностью сырьевой базы. Решение этих проблем кроется в грамотной инвестиционной политике, разработке комплексных логистических решений, развитии научно-исследовательской базы.

О проблемах отечественной керамической промышленности рассказывает руководитель отдела маркетинга ПАО «Симпреал» Юлия Пиковская. «Симпреал» входит в пятерку ключевых производителей керамического сырья в РФ и работает на базе крупнейшего Новоорского месторождения светложгущихся глин.

– Как развивалась российская керамическая индустрия в последние годы?

– От сектора к сектору ситуация в отрасли различалась. Например, производство и потребление готовой керамопродукции во второй половине 2010-х годов показывали позитивную динамику. За этот период выпуск сантехники в России вырос на девять, а плитки – на 11 процентов. Импорт также отыграл часть утерянных после валютного кризиса 2014 года позиций.

Вместе с тем российские производители первичного керамического сырья чувствовали себя не очень уверенно: за 2015 – 2021 годы объемы производства глины и каолина в РФ в совокупности упали на 7,6%. Из-за непростой экономической ситуации и высоких издержек российским добывающим компаниям было трудно конкурировать с зарубежными сырьевиками. Отечественным производителям готовой продукции зачастую оказывалось выгоднее закупать дешевую, изначально логистически более доступную белую глину из-за рубежа, прежде всего из Восточной Европы, нежели пытаться наладить стабильные, но логистически протяженные и затратные поставки с географически удаленных месторождений в России. Следует признать: восточноевропейские глины известны по всему миру, они отличного качества, легко извлекаемы, имеют мало примесей. До недавнего времени они занимали около четверти глобального рынка, но после февраля 2022 года их поставки в Россию прекратились.

– Предпринимали ли российские производители глины усилия для сохранения своих позиций?

– Безусловно. Однако изначально их возможности были ограничены: в отличие от богатых восточноевропейских карьеров значительная часть российских месторождений либо выработала свой ресурс, либо находится в труднодоступных зонах, вследствие чего добыча и транспортировка первичной породы осложнены. Разработка таких недр может оставаться убыточной много лет.

Впрочем, говорить об отсутствии вариантов развития отрасли в 2010-х годах было бы неверно. Не могу отвечать за всех игроков рынка, но наша компания «Симпреал» все эти годы вела планомерную работу по увеличению объемов добычи. Мы осознали, что для успешной конкуренции нужно не только предложить качественный продукт, но и обеспечить его достойное сервисное сопровождение.

Поэтому «Симпреал» финансировал многолетние научные исследования для получения из добываемой глины специальных сортов сырья, подобранных по своему физико-химическому составу к потребностям наших клиентов – производителей конечной продукции. За последние годы мы создали три продуктовые линейки, наладили многоступенчатый процесс первичной переработки глины, закупив дорогостоящее оборудование.

Мы также стали первыми в отрасли, кто запустил собственную логистическую программу и предложил клиентам корпоративный сервис по автомобильной и железнодорожной транспортировке закупаемого сырья. Для этого мы приобрели передовой грузовой автопарк, заключили соглашение с РЖД о доставке глины от карьера до предприятий заказчиков. Плюсом логистической программы стала полная цифровизация транспортного процесса, компьютерный контроль погрузки и автоматизированное сопровождение перевозок в круглосуточном режиме.

Реализация этих мер обошлась в несколько сот миллионов рублей. Несколько лет мы работали на грани рентабельности.

– Увидели ли российские керамисты в конечном итоге выгоду в замещении импортного сырья отечественным?

– Процесс шел медленно. Внедрение результатов исследований и стандартизация сырьевых сортов заняли несколько лет, однако сейчас физико-химический состав предлагаемых глин наилучшим образом отвечает производственным требованиям наших клиентов. В конечном итоге это позволило российским керамопроизводителям уйти от необходимости дополнительного обогащения глины у себя на предприятии, сократило их производственные издержки.

Аналогичным образом дело обстоит и с логистикой. Долгое время часть потребителей не видела смысла в нашем транспортном сервисе, апеллируя к тому, что наши тарифы оставались на среднерыночном уровне. Однако клиенты упускали из виду факт, того что при одинаковых логистических расценках «Симпреал» гарантировал не только доставку, но и оперативные сроки на погрузку и перевозку, обеспечивал хранение сырья, брал на себя любые риски возможных штрафных санкций за возможные простои. Таким образом, конечные расходы клиентов получаются несоизмеримо меньше потенциальных финансовых потерь. Постепенное осознание рынком этих преимуществ привело к тому что к середине 2022 года уже более 90 процентов клиентов перешли к использованию логистических решений «Симпреал».

– Как изменился керамический рынок после февраля 2022 года? Каковы его перспективы?

– Главным последствием недавних событий стало полное исчезновение с российского рынка восточноевропейского сырья, прежде составлявшего в физических объемах около 90% всех потребляемых каолиновых глин. Наши керамисты вынуждены полностью переориентироваться на отечественную сырьевую базу.

Поскольку все последние годы «Симпреал» вел системную работу по расширению своих производственных и логистических мощностей, компания смогла быстро нарастить объемы добычи и отчасти заместить образовавшийся сырьевой дефицит.

Однако поддержание добычи на прежнем уровне и расширение ресурсной базы требует новых масштабных капиталовложений со стороны всех участников рынка. Именно в этом направлении будут сосредоточены усилия производителей керамического сырья в обозримой перспективе.