Снижение запасов нефти в США, потенциальный выход Китая из программы Covid Zero и угроза обострения ситуации на Ближнем Востоке привели к росту цен на «черное золото». И все это на фоне сокращения добычи странами ОПЕК+ и близкого запрета на российскую нефть.
Фьючерсы на нефть марки WTI подскочили выше уровня 89 долларов за баррель в среду, продолжив рост предыдущей сессии после того, как отраслевой отчет указал на значительное сокращение запасов нефти в США. Статистика указывает на то, что спрос остается стабильным, несмотря на опасения по поводу роста мирового ВВП. Данные Американского института нефти показали, что запасы сырой нефти в США сократились примерно на 6,5 млн баррелей на прошлой неделе, вопреки ожиданиям роста на 400 тыс. баррелей.
Цены на нефть среагировали и на появление во вторник непроверенного сообщения в социальных сетях о том, что китайские власти планируют выйти из программы Covid Zero, хотя представитель министерства иностранных дел Китая уже заявил, что он ничего не знает об этом плане. Инвесторы ожидают решения Федеральной резервной системы США по ставке, которое может повлиять на прогноз спроса. Более того, рынки продолжали оценивать влияние значительного сокращения добычи ОПЕК+, а также надвигающегося запрета Европейского союза на российскую нефть. Не добавило спокойствия трейдерам и обострение вокруг конфликта Ирана, который обвиняет Соединенные Штаты, Саудовскую Аравию и Израиль в организации беспорядков внутри страны.
Утром 2 ноября цены на нефть продолжили рост. По данным Finmarket, стоимость январских фьючерсов на нефть Brent к 8:10 мск составила 95,73 долл. за баррель, что на 1,14% выше цены закрытия предыдущей сессии. По итогам торгов во вторник эти контракты подорожали на 2%, до 94,65 долл. за баррель. Цена фьючерсов на нефть WTI на декабрь увеличилась к этому времени на 1,36%, до 89,57 долл. за баррель. К закрытию предыдущих торгов стоимость этих контрактов поднялась на 2,1%, до 88,37 долл. за баррель.
Рынок нефти на прошедшей неделе показал разнонаправленно динамику, отмечает аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. Стоимость сорта Brent снижалась до 91,80 долл. за баррель, после чего цены выросли до 95,48 долларов. Цена WTI падала до 85,60 долл. за баррель, после чего восстановились к 89,35 доллара. Основной позитив пришёл от неподтвержденных слухов из Китая о том, что якобы страна может прекратить политику нулевой терпимости к ковиду.
Геополитическая ситуация оставалась сложной, констатирует Лукичева. США предупредили Саудовскую Аравию о готовящемся нападении Ирана в ответ на поддержку саудитами внутренних иранских беспорядков. Новость и её реализация более чем сомнительны, но риски для рынка нефти велики.
Дополнительным фактором поддержки нефтяного рынка служит сокращение коммерческих запасов в США — по данным API, на 6,5 млн баррелей. В последние недели выпуск запасов из резервов сократился, что сразу же отразилось на статистике. Всего с начала 2022 г. американский стратегический резерв сократился на 192 млн баррелей или на 32,4%. Впрочем, приход республиканцев в Конгресс может свернуть такого рода деятельность со стороны Белого дома.
Значимым фактором поддержки нефтяных цен становится ожидание введения эмбарго со стороны Европы на покупку российской нефти с 5 декабря, считает Лукичева. По предварительным расчётам, добыча нефти в России может сократиться примерно на 1 млн баррелей в сутки. К тому же, рынок пропадёт в явную зависимость от доступности танкеров под перевозку российских энергоносителей. Растущее вмешательство в рынок и чрезмерная политизация продажи нефти уже начала формировать теневой рынок поставок — с собственным флотом, страховыми и финансовыми услугами. Таким образом, говорит Оксана Лукичева, текущая структура рынка все более разрушается, а биржевое ценообразование может совершенно оторваться от реального рынка. На этом фоне консолидация вблизи текущих уровней продолжится до значимого изменения влияющих на цены факторов.
Мировой рынок нефти продолжает оставаться на грани баланса спроса и предложения, считает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. Идет явная борьба между коллективным Западом, который желает понизить цены на нефть, вмешиваясь в рыночные механизмы, и восточными производителями нефти, стремящимися учесть возможные будущие потрясения и сохранить баланс, оставив рыночное ценообразование.
Данные из Китая в начале неделе вызвали сомнение в быстром восстановлении экономики. Снижение производственной деятельности и опасение, что новые ограничительные меры против COVID-19 снизят спрос, опустили котировки нефти Brent на 1,5%, до 91,5 долл. Еврозона также внесла вклад в это снижение. Публикация макроданных блока каждый раз показывает, что ЕС крайне быстро скатывается в рецессию.
Но уже 1 ноября ситуация изменилась, говорит эксперт. Появились неподтвержденные слухи о том, что политика Китая против коронавируса станет мягче, и это может способствовать восстановлению спроса, причем, на фоне того, что с начала месяца страны ОПЕК+ начали снижение добычи нефти. Расти ценам, которые во вторник прибавили около 2% и достигали 95,5 долл. по марке Brent, помог снижающийся доллар. Эти же факторы продолжили действовать и сегодня — плюс данные от Американского института нефти показали снижение запасов в США на 6,53 млн баррелей.
Основное внимание приковано к заседанию ФРС, по окончании которого будет принято решение по процентным ставкам и сделан прогноз на следующий месяц, считает Вавилов. По ожиданиям рынка, регулятор повысит ставки на 0,75%, но при этом сообщит о дальнейшем снижении скорости ужесточения монетарной политики. Если такой сигнал будет послан рынку, доллар продолжит свое снижение, что поддержит цены на нефть и может отправить их уже ближе к 100 долл. за баррель. В противном случае укрепление доллара и возможная рецессия в США могут опустить котировки ниже 91 доллара.
В конце недели появится еще одна порция данных, способных повлиять на силу доллара. Информация о состоянии рынка труда в США будет опубликована в пятницу. До конца недели цены на нефть марки Brent могут остаться в диапазоне 91-95 долл. за баррель, ожидает Николай Вавилов.