Дональд Трамп готов пожертвовать своим присутствием в Twitter во имя бизнеса, но рискует при этом оказаться не у дел в политике. Похоже, что на политическом Олимпе у него благодаря данной соцсети может появиться неожиданный конкурент.
Контролирующий Twitter миллиардер Илон Маск объявил сегодня «амнистию» для заблокированных в этой соцсети аккаунтов. Это было сделано по итогам опроса на его странице, в котором предлагалось выразить свое отношение к разблокировке учетных записей, которые «не нарушали закон и не занимались вопиющим спамом». Поддержало такую инициативу 72% проголосовавших.
«Люди высказались. Амнистия начинается на следующей неделе. Глас народа, глас Божий», — гласит свежий твит Маска. Кстати, эту же латинскую поговорку владелец Twitter использовал в конце прошлой недели, когда по результатам похожего опроса восстановил аккаунт Дональда Трампа. Впрочем, экс-президент США в ответ заявил, что он, хоть и благодарен за такой жест доброй воли, но предпочитает пользоваться собственной социальной сетью Truth Social.
Многим такое решение политика показалось нелогичным, ведь охват последней в разы меньше, чем у «синей птички». Однако Трамп, вынужден отказаться от «твит-реабилитации» не ввиду собственных воззрений, а в первую очередь из-за финансовых обязательств перед акционерами.
Создавшая Truth Social компания Trump Media & Technology Group (TMTG, учреждена в феврале 2021 года) не является публичной. Без привлечения инвестиций она не может обеспечить стабильную техническую и правовую платформу для функционирования данной социальной сети. Но подготовка к IPO — многоступенчатый процесс, требующий целого ряда юридических и иных процедур. При этом для быстрого решения проблемы существуют т.ак называемые SPAC — специализированные компании по целевым слияниям и поглощениям. Также они известны как «компании-пустышки».
Благодаря отсутствию операций на рынке, такая фирма относительно быстро регистрируется на бирже. Позже спонсоры распродают акции SPAC и депонируют полученные средства до момента слияния с компанией, желающей обойти процедурные особенности IPO. Согласно американскому законодательству, у спонсоров есть 2 года на поиск партнера и проведение слияния. По истечении этого срока, в случае неудачи, средства возвращаются инвесторам.
В данном случае TMTG собирается слиться с «компанией-пустышкой» Digital World Acquisition Corp (DWAC). После анонсирования этой новости в октябре 2021 года котировки DWAC резко взлетели. В декабре того же года стало известно о сборе через SPAC 1 млрд долларов. Группа институциональных инвесторов приобрела акции DWAC по цене ниже рыночной.
Но не все так просто. В декабре прошлого года через два дня после публикации первых данных о сборах комиссия США по ценным бумагам и биржам заявила об открытии расследования в отношении DWAC. В июне года текущего министерство юстиции США подключилось к процессу. Акционеры TMTG несколько раз откладывали слияние (решение должны поддержать 65%). Крайний раз — 22 ноября. На сей раз процесс отсрочили на 12 месяцев.
20 ноября выступая на встрече Республиканской еврейской коалиции, Дональд Трамп заявил, что не видит причин для возвращения в Twitter. Этому способствуют три обстоятельства.
Во-первых, в условиях некоторого хаоса после приобретения Twitter Илоном Маском, и на фоне нового выдвижения Дональда Трампа в президенты, Truth Social переживает всплеск популярности. Согласно данным мониторинговой компании Similarweb, в октябре сайт посетили 8 млн человек, а в ноябре — уже 10 млн. Кроме того, по посещаемости TS превосходит другие консервативные соцсети по типу Parler и Getrr. Узнаваемость трамповской платформы, по данным Pew Research Center, достигла там 27%.
Во-вторых, в «заморозке» из-за ситуации с DWAC находится более 1 млрд долларов. Успешное закрытие сделки даст возможность использовать эти активы для продвижения и развития бренда TS. На сайте TMTG указано, что кроме социальной сети планируется создание стримингового сервиса TMTG+ и новостного агентства TMTG News. Таким образом, трамписты готовятся к новому раунду борьбы с оппонентами из Демократической партии, которым в прошлые годы в основном проигрывали в информационном поле в силу контроля последних на значительным количеством медиа.
В-третьих, действующий контракт с Truth Social требует от Трампа размещать любые посты в прочих соцсетях через 6 часов после их публикации в TS. Тем не менее, согласно этому же документу, он имеет право без ограничений публиковать в любых личных соцсетях обращения политического характера.
Однако сейчас даже частичное возвращение Трампа в Twitter стало бы концом для TMTG, так как он сам — главное и пока единственное ее маркетинговое преимущество над конкурентами. Многомиллионная социальная сеть важна как политическая трибуна, а Truth Social — скорее, как «запасной аэродром» для бизнес-империи Трампа.
Слияние TMTG и DWAC продолжится только в случае одобрения со стороны комиссии США по ценным бумагам и биржам. Неизвестно как долго продлится расследование и какое решение будет принято. У Дональда Трампа есть около года на урегулирование этой проблемы. Хватит ли у него терпения не «щебетнуть» ни слова за это время — вопрос открытый. Тем более, что именно благодаря Twitter он рискует заполучить опасного конкурента на политическом поприще.
Похоже, что слегка популистские действия Илона Маска в этой соцсети тоже имеют не только маркетинговый, но и вполне себе политический резон. Властелин «птички», Tesla и космолетов хочет не просто увеличить посещаемость ресурса, которая позволит эффективнее монетизировать контент за счет старых и новых пользователей. У него уже достаточно явно просматриваются несколько большие амбиции.
«Если вспомнить Трампа, то он тоже был олигархом, который заработал много денег и пошел в политику. Возможно, что у Илона Маска схожие планы. Покупка Twitter и политическая "амнистия" внутри социальной сети — это шаги к тому, чтобы управлять некой глобальной информационной платформой, которая будет влиять на политику, чтобы потом в эту политику пойти», — прокомментировал в эфире радио Sputnik в пятницу ситуацию член комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков.
Остается добавить, что по американским законам Маск не может баллотироваться на пост президента, так как родился не в США, а в ЮАР. Однако, во-первых, здесь можно вспомнить родившегося в Австрии Арнольда Шварценеггера, ставшего хоть и не главой Соединенных Штатов, но губернатором целой Калифорнии. А, во-вторых, в наш стремительный век законы порой меняются столь быстро, что и птичка чирикнуть не успевает.
Так что Трампу стоит держать ухо востро. Как бы из-за перипетий с бизнесом на соцсетях не оказаться через пару лет на обочине президентской гонки. Его добровольное молчание в Twitter Илону-птицелову только на руку.