Несмотря на рост популярности Системы быстрых платежей Центрального банка Российской Федерации, говорить о скором наступлении «эры без банковских карт» пока еще рано. В тоже время именно СБП может стать ключом решению проблемы оплаты россиянами товаров и услуг за рубежом.
О том, почему пока нельзя полностью отказаться от использования пластиковых банковских карт, хотя очень хочется, и о том, в каком направлении будет в дальнейшем эволюционировать СПБ, участники рынка и эксперты говорили накануне в ходе сессии «Новые платежи и новые рынки: серфинг после шторма», прошедшей в рамках VI конференции о цифровой трансформации экономики и новых финансовых технологиях «Финтех».
Будучи на данный момент относительно новым инструментом, СБП стремительно набирает все большую популярность в стране. Однако многие ИТ-компании (в том числе и, к примеру, «Яндекс») продолжают работу над собственными решениями в данной области. При этом, как заметил заместитель председателя правления «Московского кредитного банка» Сергей Путятинский, «вся эта масса возможностей» стоит денег. В итоге плата за инновации ляжет на плечи клиентов.
«Я не против конкуренции, это нормально. Но вот мой любимый пример: есть платная дорога “Москва — Санкт-Петербург”, она — монопольная. Нужна ли еще одна платная дорога рядом? Ну, наверное, нет», — констатировал он, добавив, что его финорганизация выбрала стратегию не заваливать пользователей миллионом разных возможностей и опций. Такой подход дает людям возможность привыкнуть к новой системе.
«Если отъехать куда-то в регионы, пообщаться с обычными людьми, то станет ясно, что они не понимают ничего в этом деле. Они будут платить c помощью условного “Яндекс Pay”, потому что для них это привычно, легко, кто-то один раз им это показал. Они не знаю, что выбор есть. Да и выбор тут на самом деле является иллюзией», — заявил он.
Сергей Путятинский обратил внимание: ЦБ РФ проводит достаточно большую работу по популяризации СБП, цель которой заключается в том, чтобы о системе узнали и за условным МКАДом. Соответственно, данную работу регулятора стоит поддержать для общего блага.
Заместитель председателя правления, директор по инновациям банка «Синара» Виталий Копысов указал, что более активное внедрение СБП зависит и от банков, которые все еще слишком привязаны к картам. При этом он напомнил, что сами по себе карты в 5 раз дороже для финорганизаций чем СБП, однако тот же кешбэк предоставляется исключительно для держателей пластиковых прямоугольников. «И я не понимаю, как можно платить кешбек по картам, и не платить по СБП», — резюмировал он.
Участники рынка подтвердили, что за сохранение «карточной системы» будут еще долгое время ратовать фискальные органы, а также организации, связанные с кассовым обслуживанием, которым такое положение вещей просто выгодно. «На самом деле рано или поздно мы перейдем к безкарточным платежам. Но сейчас смартфоны есть не у всех, интернет не везде работает, интеграция QR-кода требует времени и денег. Поэтому карточка — это пока единственный способ авторизации. Хотя мы все работаем над тем, чтобы перейти к иному поведению клиентов, к биоэквайрингу», — добавил вице-президент «Тинькофф-банка» Сергей Хромов.
В свою очередь Виталий Копысов напомнил, что банк «Синара» активно экспериментирует с тем, чтобы ввести систему использования СБП без карт. Конечно, понимание, что стандартная привязанная к картам банковская инфраструктура просуществует еще длительное время, есть. Пусть отказавшись от нее, банки де-факто не понесут финансовых потерь, но это дань традиции, от которой еще сложно отказаться.
Виталий Копысов заметил, что СБП в будущем сможет стать для россиян именно той альтернативой картам «Мир», которую можно будет широко использовать заграницей.
«Страна победившего СБП — это Индия. В данном государстве банк занимается банковскими делами, финтех — финтеховскими. То есть СБП существует отдельно. Ты рассчитываешься не банковскими приложением, а приложением конкретного финтеха, который запретить нельзя. И мы можем сделать тоже самое. Выезжать не с банковским приложением, а с приложением кошелька. И в нем будет токен оплаты “Тинкофф”, “Синары”, да кого угодно! При этом другим странам очень просто сделать инфраструктуру, построенную на открытом банкинге. Я был в Турции, и в одном магазине мне спокойно предложили оплатить СБП. У них просто был российский терминал, ничего сложного. В этом случае, с эквайрингом мы увидим очень понятные расчеты в рублях и простые, приятные интерфейсы для клиентов», — рассказал он. Именно поэтому технологию СБП стоит сделать коммерческой историей, независимой от ЦБ. Тогда решение для оплаты заграницей придет быстрее.
В эксклюзивном комментарии «Эксперту» Виталий Копысов подтвердил, что на данный момент рост популярности СБП идет колоссальными темпами. «Популярность связана и с тем, что этого захотел бизнес. И мы видим, что идет нулевая комиссия, которая подстегнула рост. Причем у некоторых рост доходил до 30% от общих транзакций. В онлайне все уже отлично работает. При этом, если мы увидим новшества с эквайрингом, то рост пойдет еще больше. Люди быстро привыкнут», — заключил он.