Эксперт-практик в области внедрения систем автоматизации на предприятиях рассказал, как предприятиям избегать рисков при переходе на новые инструменты
Автоматизацию рабочих процессов в той или иной форме используют 68 % компаний, согласно совместному исследованию аналитического агентства TAdviser, Huawei и технологической компании “Техносерв”. По прогнозам аналитиков, в 2023 году эта доля будет увеличиваться. Инструменты автоматизации позволяют бизнесу эффективнее расходовать ценные ресурсы, снизить количество ошибок, сократить производственные расходы и сделать работу прозрачнее.
Растущий запрос компаний на автоматизацию рутинных процессов не обошли вниманием и на всероссийской XIV премии «Качество обслуживания и права потребителей». В этом году одним из лауреатов стал проект внедрения системы производственного контроля для одного из крупнейших производителей продукции из рыбного фарша сурими «Вичюнай-Русь». Проект разработал предприниматель, автор востребованных программ для ЭВМ и научных публикаций по вопросам построения эффективной системы управления производством Денис Кривдин. Его проекты на протяжении многих лет позволяют компаниям, среди которых такие гиганты, как Газпром, Лукойл, Роснефть, значительно снижать количество внештатных ситуаций на производстве и повышать рентабельность. Мы встретились с Денисом после награждения, чтобы узнать, в каких направлениях работы автоматизация может быть особенно полезна и почему в процессе ее внедрения важно доверие команды.
— Денис, результаты внедрения вашего проекта на производстве «Вичюнай-Русь» не могли не впечатлить жюри премии: выпуск готовой продукции увеличился в 1,4 раз, а чистая прибыль за год — на 21 %! А чем проект впечатлил лично вас?
— Признаюсь, этот проект был для меня интересным и непростым вызовом. Нужно было учесть масштабность работы и специфику пищевого производства, а само внедрение произвести без остановки основных производственных процессов.
Вся работа заняла около пяти месяцев. За это время мы создали единую технологию управления информационными ресурсами предприятия, систематизировали управленческий и бухгалтерский документооборот предприятия, автоматизировали 50 рабочих мест. Всё прошло успешно, а полученная премия ещё раз это подтвердила.
Сотрудничество мы продолжили и в этом году: «Вичюнай-Русь» обратились за моей запатентованной разработкой ERP Production Plus, чтобы перенести свои данные из облачных серверов на локальные.
— Оба этих проекта требовали также работы с персоналом компании. Вы в том числе внедрили несколько социально-экономических преобразований для повышения мотивации к труду. По вашему опыту, какие шаги надо предпринимать руководству, чтобы вовлекать сотрудников в жизнь предприятия?
— На самом деле какого-то единого порядка действий здесь нет, всё зависит от каждого конкретного предприятия. Нужно хорошо понимать его устройство и исходя из этого подобрать совокупность методов мотивации, все прописать в документах и дальше четко следовать выбранной системе. Обязательно собирать обратную связь!
Конечно, такие изменения часто встречают сопротивление со стороны команды, но в этом случае важно объяснить всем цели и задачи внедрения системы мотивации, обратить внимание на выгоды и преимущества системы лично для персонала, разрабатывать и внедрять её в тесном взаимодействии с работниками. Очень важно заручиться доверием команды. В случае с «Вичюнай-Русь», например, мы взаимодействовали с профсоюзом, у которого, как у официального представителя работников, были свои требования, поэтому все надо было обосновать и согласовать.
— Решать схожие вопросы управления персоналом призвана и одна из ваших авторских запатентованных программ — HR Performance Analyzer. Тему HR-сервисов на предприятиях вы поднимали в ноябре на IV Форуме цифровой трансформации промышленного производства. Из вашего опыта, насколько автоматизация важна именно в направлении HR-менеджмента?
— На мой взгляд, это действительно одно из наиболее приоритетных для автоматизации направлений в управлении производством. Именно в HR-менеджменте есть большой ряд рутинных операций, которые легко можно автоматизировать, тем самым повысив качество работы кадровых служб. Это, например, рекрутинг и подбор персонала, создание и отправка документов, управление производительностью, персональными данными и заработной платой, контроль отпусков и отгулов, проведение опросов среди сотрудников и организация их обучения.
Автоматизация HR-процессов позволяет ускорить процессы принятия решений и снизить риски ошибок, связанных с человеческим фактором. Однако компании должны тщательно анализировать свои потребности, грамотно внедрять новые технологии и выбирать подходящие инструменты, чтобы избежать рисков и проблем.
Моя программа HR Performance Analyzer как раз направлена на решение всех сложностей, о которых я сказал. Она помогает управлять персоналом более эффективно, повышая производительность и оптимизируя использование трудовых ресурсов. Например, в ней можно легко и быстро создавать разнообразные отчёты и анализировать производительность сотрудников.
— Насколько я знаю, сейчас вы работаете над методикой проведения организационного проектирования, которая направлена на улучшение систем управления на отечественных предприятиях. Что послужило толчком для создания подобного структурированного руководства?
— Необходимость создания методики в первую очередь связана с низким уровнем автоматизации производственных процессов и отсутствием методологии подготовки предприятия к автоматизации. Фактически автоматизация — кровеносная система эффективно функционирующего производственного предприятия. Поэтому к построению этой системы необходимо подходить со всей ответственностью, учитывать внутренние элементы, их структуру и взаимосвязь. На рынке остро требуется методика проведения такого организационного проектирования и автоматизации производственной системы, и я хочу её предложить.
— В чем суть вашей разработки, и на каком она этапе?
- Моя методика позволяет создавать взаимосвязь между рабочими процессами, потоками товарно-материальных ценностей, отделами, сотрудниками, разрабатывает системы оплаты труда с учетом трудозатрат и отражает эту взаимосвязь в технико-экономических показателях. Она опирается на научную теорию — вариант научного знания, дающий целостное представление о закономерностях и существенных связях исследуемой области.
Я выдвинул гипотезу использования классификаторов всех видов товарно-материальных ценностей, оборудования и сотрудников на уровне предприятия для каждого вида отраслей. Разработал многоуровневые классификаторы, чтобы подтвердить эффективность их использования. Теперь нужно финансирование. Работа продолжается!
— Сейчас много говорят об искусственном интеллекте. Для сферы автоматизации он может быть полезен. Планируете ли вы использовать «умные» технологии в своей работе?
— Я всегда стараюсь идти в ногу со временем, поэтому не буду избегать и работы с новыми технологиями. Любой сервис на основе искусственного интеллекта в результате машинного обучения становится умным, а применение искусственного интеллекта в бизнесе — это возможность переложить на машины утомительную деятельность по обработке больших данных, прогнозированию решений и составлению отчётов.
Для компаний, работающих с огромными потоками информации, он буквально становится спасением: помогает выполнять рутинные операции, обрабатывая данные и предоставляя аналитику. Благодаря работе искусственного интеллекта бизнес получает реальную основу для принятия правильных и оперативных решений — цифры, критерии, рекомендуемые действия. И это позволяет улучшать и развивать бизнес-процессы, повышать прибыльность. Очевидно, что за искусственным интеллектом — будущее.