Если попытаться как можно короче ответить на вопрос, стоящий в названии статьи, то лучше всего, пожалуй, подходит ответ: возвращением старого мирового порядка.
В случае со сланцевой революцией, окончание которой окончательно признали все, что, однако, не означает, конечно, автоматического исчезновения с лица земли, по крайней мере, пока сланцевиков и сланцевых нефти и газа, обращает на себя внимание один любопытный момент, а именно – совпадение в данном конкретном случае интересов Уолл-стрит и Саудовской Аравии (КСА). Сланцевики во многом могут благодарить за свой упадок уоллстритовские банки, которые несколько последних лет очень сильно недофинансировали как разведку новых нефтяных месторождений, так и само производство, т.е. добычу нефти. Уход с нефтяного рынка сланцевиков в качестве энергичного игрока едва ли вызовет слезы у кого-то на Уолл-стрит.
Что же касается Эр-Рияда, неофициального лидера ОПЕК и, в определенной мере, всего нефтяного рынка, то окончание сланцевой революции возвращает ему и остальным нефтедобывающим странам былую силу и влияние. Т.е. все возвращается к тому, что было на рубеже веков, с одной небольшой разницей, имеющей тем не менее огромное значение: за окном 23-й, а не, скажем, первый год XXI века, и нефтедобывающие страны и, в первую очередь, монархии Персидского залива во главе с КСА уже не те, какими они были 15-20 лет назад. Сейчас Эр-Рияд – активный игрок на геополитической арене, борющийся за лидерство в регионе и наверняка мечтающий о выходе в недалеком будущем и на глобальную арену, где он будет поигрывать нефтедолларовыми мускулами. Из новых амбиций КСА плавно вытекает и все более частое несовпадение интересов Эр-Рияда и Вашингтона по постоянно растущему кругу вопросов и проблем.
Это значит, что если интересы Эр-Рияда совпадают с интересами с Уолл-стрит, то сказать того же о совпадении его интересов с Вашингтоном нельзя. США как государство, конечно, среди проигравших. Для Вашингтона в окончании сланцевой революции гораздо больше минусов, чем плюсов. И первый минус вытекает из описанного выше расклада сил: Белому дому придется теперь иметь дело не с послушной, а со своевольной, если можно так сказать, Саудовской Аравией, наследный принц которой может запросто отказаться разговаривать по телефону с президентом США и которая, как сейчас, несмотря на сильное давление Вашингтона продолжает сохранять вполне нормальные отношения с Москвой и нейтралитет в кризисе на Украине, который гораздо ближе к поддержке, чем к осуждению СВО.
Что же касается чисто технических вопросов, касающихся нефти, то здесь, надеется большинство специалистов, тоже обойдется без особых потрясений. У ОПЕК сейчас с учетом того, что речь идет уже об ОПЕК+, т.е. странах картеля и присоединившихся к ним нефтедобывающих государствах во главе с Россией, скорее всего, хватит сил для стабилизации нефтяного рынка.
Кстати, пусть и неформальная организация ОПЕК+ является еще одним как инструментом, так и доказательством того, что все попытки и усилия коллективного Запада во главе с США, направленные на изоляцию России на международной арене, провалились.