Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова предположила, что действия властей Соединенных Штатов по спасению банковской системы этой страны принесут мировой экономике большие проблемы.
США, пытаясь спасти свою банковскую систему, могут начать печатать еще больше долларов, чем вызовут только больше проблем в мире. Такое заявление директора департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Марии Захаровой последовало за новостями о проблемах 16-го по величине банка США Silicon Valley Bank.
Причем для мировых инвесторов важен не столько сам банк, сколько реакция властей США на это событие, которая уже привела к самому значительному обвалу доходности казначейских облигаций с сентября 2008 года — момента краха Lehman Brothers.
Один из ведущих кредиторов предприятий Кремниевой долины разорился менее чем за двое суток. Он обслуживал в основном работников технологического сектора и компании, финансируемые с использованием венчурного капитала, включая некоторые из самых известных брендов отрасли.
Власти Америки активно пытались убедить рынки в том, что крупнейший крах американского банка с 2008 года не играет большой роли для экономической ситуации. Министр финансов Джанет Йеллен заявила о «полной уверенности в том, что банковские регуляторы предпримут соответствующие ответные действия». У них «есть эффективные инструменты», сообщила она.
На этом фоне резким контрастом стала информация о том, что Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) впервые с 2020 года взяла банк под контроль, и о созванном министром финансов Джанет Йеллен экстренном совещании с руководителями ФРС, FDIC и Управления валютного контролера.
Рынки в заявления не поверили: в первую очередь обвалились акции региональных американских банков — торги ими не раз пришлось прерывать из-за превышения пределов падения. Но вниз уверенно ушел и весь рынок. Для индекса Dow минувшая неделя стала худшей с июня 2022 года. Он завершил ее снижением на 4,44%. S&P 500 c Nasdaq, впрочем, потеряли даже больше — 4,55% и 4,71%, соответственно. Доходность казначейских облигаций, напротив, резко выросла.
В этой ситуации, как написала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в своем telegram-канале, Вашингтон может пойти на весьма неприятные для остального мира меры. «В Штатах лопнул второй банк подряд. Как пишут СМИ, “ожидается обращение Байдена — он намерен разъяснить, как власти будут поддерживать устойчивость банковской системы”. Зачем ждать до вечера. Разъяснить, как американские власти будут "поддерживать устойчивость банковской системы", может каждый ребенок — бумагой и краской. Напечатают еще больше ничем не обеспеченных долларов, чем вызовут еще больше проблем в мире», — отметила дипломат.
Если говорить в целом про рынки, то, как указал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер, нулевые ставки центробанков после кризиса 2020 года привели к спекулятивному пузырю на рынках рисковых активов, включая высокотехнологичные венчурные проекты. А повышение инфляции вынудило центробанки в прошлом году закрутить гайки и резко повышать ставки.
И закономерно спрос на венчурные инвестиции и криптоактивы снизился. Те банки, что не смогли вовремя определить момент разворота тенденции, столкнулись со сложностями. Как результат, обанкротился банк из первой двадцатки США, как раз завязанный на проектах высоких технологий, а рынки на эмоциях рухнули. В воскресенье американские ФРС и Минфин экстренно собирались и предложили план стабилизации, что должно сбить накал эмоций.
Возможно, в дальнейшем ФРС несколько умерит пыл по ставке, и ограничится повышением в марте на 25 базовых пунктов, а вскоре и завершит жесткий цикл, предположил Михаил Зельцер в беседе с корреспондентом «Эксперта». QE вряд ли будет восстановлено, это грозит очередным пузырем. А ликвидность ЦБ и так может предоставить банкам на срочной основе. Рынок ещё поштормит, но аналогии с 2008 годом власти явно постараются избежать.
Политика самой ФРС стала причиной банкротства SVB Financial, уверен ведущий аналитик компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. Резервы банка, хранимые в казначейских обязательствах США, теряли свою стоимость на фоне повышения ставки. В итоге образовался кассовый разрыв, который привёл к потере ликвидности, заявил он в комментарии «Эксперту».
В минувшие выходные власти США выработали ряд первоочередных мер, включая открытие доступа к депозитам клиентов SVB Financia, говорит Андрей Кочетковl. Однако Федеральное агентство по страхованию вкладов (FDI) покрывает депозиты не более 250 тыс. долл. Соответственно остаётся открытым вопрос корпоративных клиентов. Если в самом банке таких средств нет, то они должны откуда-то взяться.
Одним из вариантов дальнейших действий рассматривается санация SVB Financial другим крупным банком, отмечает аналитик. Но и в этом случае поглощающей организации понадобятся средства ФРС. Администрация Белого дома пока не сможет предпринять какие-либо действия, так как сама ограничена в средствах из-за достижения потолка госдолга. В итоге, Федеральная резервная система должна будет задействовать «печатный станок».
Более того, в аналитической среде появились предположения, что ситуация в банковской системе заставит ФРС отказаться от дальнейшего повышения ставки, рассказал Андрей Кочетков. Всё это вряд ли можно назвать полезным для доллара. Реальные ставки в США остаются отрицательными, а доверие к доллару в мире постоянно снижается. Если же будет принято решение о каком-либо количественном смягчении, то ослабление доллара вновь подхлестнёт инфляцию.
Многие на рынке уже говорят о повторении ситуации 2008 года, когда разорился один из старейших инвестиционных банков Lehman Brothers. Рост недоверия в банковской системе сам по себе способен спровоцировать рост ставок и ухудшение ликвидности многих кредитных организаций. Соответственно, как считает Андрей Кочетков, финансовому регулятору придётся остановить цикл ужесточения и начать спасение финансовой системы в ущерб борьбе с ростом цен.
Получается замкнутый круг: экономика США не способна жить при положительных ставках, а отрицательные — приводят к инфляции, которая съедает накопления граждан. Падение потребительской активности уже ведёт к экономическому спаду и росту рисков стагфляции в экономике. Сам же доллар, считает эксперт, в таких условиях будет слабеть относительно любых твёрдых активов, включая золото, которое может весьма быстро перейти на новый ценовой уровень: выше 2000, а то и 2500 долларов за тройскую унцию.