Автор уникальных разработок рассказал, как его беспилотные технологии делают будущее настоящим: грузовики передвигаются без водителей, а крановой техникой на производстве управляют из комфортного офиса.
Будущее — за беспилотными технологиями, считают эксперты. По прогнозам, уже через год рынок только беспилотных летательных аппаратов вырастет в 3 раза, не говоря об автомобилях. Российский бизнес трансформируется, ищет новые инновационные решения на внутреннем рынке, и отечественным разработчикам есть, что предложить в ответ на глобальный тренд. Так, в труднодоступных местностях уж используются КаМАЗы без водителей, грузы для предприятий нефтегазового сектора доставляют дроны, а подъемными кранами в металлургических цехах оператор управляет дистанционно. Автор целого ряда прорывных разработок — Андрей Куличков, эксперт и инноватор в области беспилотных технологий воздушного и наземного транспорта, член рабочей группы по беспилотным системам при Минтрансе РФ и Минпромторге РФ. Как трансформировать производственные процессы и повысить эффективность предприятия с помощью технологий — в интервью с Андреем Куличковым.
- Андрей, как эксперт по инновационным беспилотным технологиям, как вы оцениваете рынок: в каких сферах они нужны больше всего, и где понадобятся в ближайшем будущем?
- Беспилотные технологии, автоматизация сегодня - глобальный тренд практически во всех отраслях экономики. Если мы говорим о летательных аппаратах, то это строительство, электроэнергетика, сельское хозяйство, нефтегаз с его труднодоступностью. Если наземный транспорт - то также речь в основном пойдет о местах, куда добраться традиционным транспортом невозможно или крайне сложно. Что касается производства, то оно также активно переходит на технологии дистанционного управления. В будущем, полагаю, тенденция будет расширяться все больше “в массы”. То есть, если сейчас данные технологии в основном все-таки используется на довольно специфических объектах и местности, то перспективы у этого направления поистине масштабны. Думаю, мы увидим и беспилотные гражданские самолеты, и в пробках без водителей постоим.
- Уже сегодня есть технологии, которые поражают воображение. Так, вы разработали и запустили систему дистанционного управления крановой техникой для металлургов, которая позволяет управлять неограниченным количеством кранов из одной точки. Это экономит до 30 % средств предприятия. Какие еще отраслевые проблемы решает технология?
- Во-первых, это, конечно, проблема нехватки специалистов, способных управлять подобной спецтехникой. Из-за того, что профессионалов не хватает, на предприятиях часто несколькими кранами управляет один человек. Все переходы от одного места до другого могут занять у него до 50 % рабочего времени, что кратно снижает производительность и прямо влияет на экономику предприятий. Дистанционная система позволяет переключаться между аппаратами всего за несколько секунд.
Во-вторых, такое управление крановой техникой улучшает рабочие условия операторов, деятельность которых обычно проходит среди действия опасных производственных факторов: высота, вредные выбросы, высокая или низкая температура. В таких условиях сотрудник показывает несравнимо низкие результаты эффективности, нежели действуя из комфортабельного автоматизированного рабочего места в офисе.
- Решением заинтересовались крупнейшие металлургические компании России: Северсталь, Русал, Магнитогорский металлургический комбинат, Мечел и другие. И вы уже реализовали технологию для международной металлургической компания ЕВРАЗ играя в проекте лидирующую роль. Вам удалось модернизировать кран грузоподъемностью 40 тонн в условиях постоянно действующего производства в рекордно короткие сроки - менее чем за 90 дней, чего ранее не делала ни одна организация. Насколько сложно адаптировать вашу систему для зарубежных производств?
- Работы на этом объекте усложнялись тем, что кран был постоянно задействован в изготовлении раскаленных до 300 градусов Цельсия заготовок. Это решение имеет конкурентное преимущество за счет адаптивности: с помощью этой системы можно модернизировать любой кран вне зависимости от срока эксплуатации и производителя. Применяя систему, легко закрыть нехватку опытных крановщиков, которая существует не только в России.
- Так как проблема дефицита кадров стоит остро во многих странах мира, есть потенциал для внедрения и масштабирования в металлургической промышленности по всему миру, поскольку процессы схожи. В чем видите потенциал данной технологии?
- На данных принципах может быть построена система управления иными видами специальной техники как: погрузчики, бульдозеры, транспортеры и так далее. Хочу и дальше развивать эту технологию и добавлять ценности для индустрии, работая над прорывными технологиями.
— Технологии применения беспилотных авиационных систем относятся к одним из ключевых фокусов российской промышленности. Вы реализовали проект по внедрению беспилотных авиационных систем доставки грузов массой до 150 кг для предприятий нефтегазового сектора. Он показал свою эффективность для предприятий топливно-энергетического комплекса за счет сокращения сроков доставки в пять раз и снижения стоимости перевозки срочных грузов весом до 150 кг на 20 %. За счет чего удалось добиться таких результатов?
— Этот сервис включает в себя: эксплуатацию беспилотных авиационных систем, решения по перевозке и упаковке различных категорий грузов, создание инфраструктуры для обслуживания беспилотных воздушных судов, обработку и хранение, разработку и обновление оптимальной маршрутной сети, решения в области программного обеспечения для диспетчеризации, сертификацию и лицензирование. Удалось запустить четыре маршрута доставки. Считаю, что этот опыт позволит сделать сервис доступным для широкого круга компаний из топливно-энергетического комплекса и других отраслей экономики. В 2024 году планируется запуск более десяти маршрутов, что позволит кратно увеличить объемы доставляемых грузов.
— Ваш сервис доставки грузов с помощью беспилотных авиационных систем уже работает в суровых условиях Арктики, а беспилотные транспортные тягачи перевозят грузы по автозимникам к удаленным месторождениям, где нет связи, и обратно. Какие задачи решило внедрение таких сервисов в промышленность?
— Внедрение беспилотных технологий позволяет решить задачи по организации доставки грузов в сложных климатических условиях, повысить коэффициент полезной эксплуатации транспортных средств, сократить сроки доставки и снизить аварийность. Действительно, я успешно запустил автономные грузовики в Арктике, инфраструктурно сложном регионе, в частности, на 450-километровой снежной дороге между Тазовским и Восточно-Мясояховским нефтяными месторождениями. Этот проект уникален тем, что грузовики работают в автономном режиме. Отмечу, большинство автономных транспортных средств, как правило, функционируют в районах с развитой инфраструктурой в отличие от наших.
— Андрей, вы преуспели не только в разработке решений, но и в масштабировании таких уникальных проектов. У нас в стране этим направлением занимается Фонд “Национальной технологической инициативы”, в котором вы состоите. Как вы можете охарактеризовать свою деятельность в фонде, и в чем видите свое призвание?
- В рамках работы фонда я бы обозначил свою деятельность так: одновременное развитие спроса и повышение готовности технологии к коммерческому использованию. Для реализации первого направления проведены переговоры с крупнейшими потребителями услуг, регулирующими органами и институтами развития, созданы экспериментальные правовые режимы, позволяющие использовать беспилотные авиационные системы для осуществления коммерческих перевозок. В части развития технологии, был сформирован перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также заключены долгосрочные договоры на оказание услуг по перевозке грузов с крупнейшими производителями беспилотных авиационных систем для усовершенствования ими своей производственной базы. В этой деятельности тоже отражается моя главная цель - передавать другим свою любовь к инновациям, которая у меня с детства — хочу заразить ей весь мир. Я всегда стремился придать ценность и повысить эффективность привычных процессов. В этом вижу свою миссию.