По исследованию CNBC, 61% менеджеров по логистике говорят о том, что цепочки поставок нарушены. Более половины опрошенных делают довольно мрачный прогноз: они считают, что ситуация не вернется в нормальное русло к 2024 г., в том числе около трети высказывают мнение, что проблемы продлятся и после 2025 г. или останутся навсегда. Действительно ли все плохо в сфере логистики, какие подходы помогут управлять перевозками товаров грамотно и в чем важность устойчивого развития в перевозках, рассказывает Инга Фаттахова, менеджер по закупкам отдела внешнеэкономической деятельности АО "Коралайна Инжиниринг".
- Инга, давайте немного представим вас нашим читателям. Вы руководите двумя крупными проектами сложных поставок на четырех фабриках в климатических условиях Крайнего Севера. Расскажите, пожалуйста, в чем их специфика?
- Прежде всего, в масштабности. Каждый из этих проектов занимает в среднем 1,5-2 года от начала проектирования до фактического запуска фабрик. Я управляю процессом размещения заказов у поставщиков, отслеживаю соблюдение сроков производства и регулирую финансовые вопросы, веду документооборот.
Потом, сложность заключается мультимодальности перевозок и в условиях доставки оборудования в такие регионы, где зимой температура воздуха может опускаться ниже -65 °C, а летом достигать +40 °C. Например, сейчас руковожу крупным проектом по поставке оборудования горно-обогатительной фабрики “Таймырская” для производства угольного концентрата угля марок КЖ, К и КО на Сырадасайском месторождении угольного разреза мощностью 5 млн т в год на первом этапе и 10 млн т в год – на втором. Полуостров Таймыр является крупнейшим в России и самой северной материковой частью суши Евразийского континента, что осложняет поставки оборудования ввиду отсутствия дорог и сложных погодных условий.
Недавно мы успешно завершили пуско-наладку первых трех фабрик для компании ООО "Эльгауголь", оборудование для которых было поставлено нашим отделом с моим непосредственным участием.
- Какое достижение в вашей карьере вы можете назвать самым значимым?
- Реализацию таких проектов, как поставка крупногабаритного оборудования для 7 фабрик по обогащению угля Эльгинского разреза Токинского угольного бассейна с более чем 40 млрд тонн разведанных запасов угля на Дальнем Востоке России; поставка оборудования для реконструкции углеобогатительных фабрик Донецкой топливно-энергетической компании «ДТЭК», г. Павлоград (ОФ “Павлоградская”, ОФ “Добропольская”, ОФ “Октябрьская”).
- Со стороны вашего профессионального опыта можете ли вы сказать, каким вы видите прогноз на будущее в области международной логистики? Действительно ли будет все так мрачно, как говорят участники опроса CNBC?
- Я соглашусь с участниками этого опроса: проблемы с цепочками поставок, скорее всего, останутся. Уточню: с глобальными цепочками поставок. Конечно, заметной тенденцией становится регионализация торговли и, как следствие, перевозок. При этом соседние страны или группы стран улучшают взаимодействие друг с другом, в плане движения товаров: дорабатывают законодательство, чтобы проще было осуществлять взаимный экспорт и импорт, снижают или отменяют таможенные пошлины... Идея регионализации стала популярной после пандемии коронавируса, когда нарушились цепочки поставок из-за локдаунов. Потом усилилась политическая напряженность в мире, которая тоже повлияла на логистику: многие страны и регионы стали испытывать дефицит тех или иных товаров... Регионализация — способ снизить риски и обеспечить стабильность поставок.
Однако не думаю, что будущее сферы логистики можно охарактеризовать таким словом как «мрачное». Нет, происходит много чего хорошего. Главная положительная тенденция — конечно, технологический прогресс. Появляются различные решения на основе искусственного интеллекта, машинного обучения, IoT (Internet of Things, Интернет вещей), блокчейн. Развитие технологий улучшит процессы в логистике, сделает их более безопасными и прозрачными, позволит компаниям снизить издержки и повысить конкурентоспособность.
Если говорить непосредственно о закупках, то можно видеть, как увеличивается число прямых закупок. Это обусловлено ростом популярность e-commerce: компании получают много возможностей для поиска и приобретения товаров и услуг.
- Вы на профессиональных мероприятиях неоднократно говорили о том, как при организации логистики важно придерживаться принципов устойчивого развития. Почему?
- Все просто. Заботиться о том, чтобы жизнь на нашей планете была лучше, чтобы мир процветал, беречь природу — долг каждого человека любой профессии. Многие потребители, приобретая тот или иной товар, ищут информацию о компании, которая его произвела или продала: что ее руководители или учредители говорят об устойчивом развитии, какие способы они применяют для охраны окружающей среды? Инвесторы, оценивая стартап или крупное предприятие, тоже изучают его позицию в отношении устойчивого развития.
Поэтому все больше клиентов логистических компаний обращают внимание на то, придерживается ли подрядчик принципов устойчивого развития. Раньше ориентировались только на цену и качество, а сейчас смотрят: на сайте организации, оказывающей услуги перевозок, написано ли, что она фокусируется на устойчивом развитии. И не только читают, а еще проверяют, действительно ли логистическая компания работает в соответствии с этими принципами.
Поэтому мой совет всем руководителям служб логистики — помните об устойчивом развитии. "Зеленые" логистические решения, например, использование экологически чистых упаковочных материалов или оптимизация маршрутов для уменьшения выбросов, помогут вам не только сделать свой вклад в сохранение планеты, но и укрепить свой бренд в глазах потребителей.
- А еще какие советы вы могли бы дать тем, кто сейчас занимается логистикой? Как лучше всего преуспеть или найти конкурентное преимущество на этом рынке?
- Логистика важна для большинства предприятий, и, если ее выстроить правильно, то можно обеспечить своей компании значительное конкурентное преимущество. Вот несколько советов.