Leroy Merlin не говорит adieu

Сегодняшнее заявление владельца сети гипермаркетов не означает ухода компании из России. Он просто сменил стратегию работы на российском рынке.

Читать на monocle.ru

Французская управляющая компания Adeo, входящая в группу Mulliez и являющаяся владельцем сети строительных гипермаркетов Leroy Merlin, официально сообщила сегодня о принятом решении относительно будущего своих российских магазинов. 

«Adeo объявляет о намерении передать контроль над Leroy Merlin местному руководству. После более чем 18 лет деятельности в России передача контроля над Leroy Merlin местному менеджменту должна сохранить рабочие места для 45 тысяч сотрудников», — указано в заявлении компании. В нем также уточняется, что приоритетом Adeo является ответственное отношение ко всем своим сотрудникам. При этом там признали, что давно приостановили все инвестиции в российскую часть бизнеса, а процесс передачи был начат еще несколько месяцев тому назад и проводится в соответствии со всеми международными нормами. «Сделка будет подлежать одобрению властями России», — подчеркнули в Adeo.

Между тем, данное заявление было интерпретировано рядом средств массовой информации и экспертов как «уход из РФ» или «продажа бизнеса». В связи с этим представителю российского подразделения Leroy Merlin чуть позже пришлось выступить с разъяснениями. Было подчеркнуто, что о продаже гипермаркетов речь не идет, закрываться они не будут, а, напротив, продолжат работу в обычном режиме. Кроме того, планируется сохранить не только сотрудников, но и партнерские обязательства. Единственно, о чем пока умалчивается — грядет ли ребрендинг российских магазинов «Леруа Мерлен» или привычное клиентам название будет сохранено. Кстати, в сети уже предложили новый вариант — «Стройка и точка».

Так или иначе, стоит отметить стойкость компании из Франции, продержавшейся в России вопреки давлению западных политиков после начала спецоперации на Украине без каких-либо антисанкционных юридических маневров значительно дольше не только многих других представителей европейского бизнеса, но и даже войск Наполеона Бонапарта. 

Видимо, бенефициары DIY-ритейлера до последнего пытались избегать решения, которое явно нанесет удар прежде всего по ним самим, ставя свои экономические интересы выше политики. А когда час «Х» все-таки настал, выбрали для Leroy Merlin одну из двух ставших за последний год «классическими» стратегий сохранения присутствия западных фирм в нашей стране. 

Как ранее рассказывал «Эксперту» управляющий партнер специализирующейся на менеджменте и разрешении кризисов на сложных рынка международной консалтинговой группы Seitenberg Кирилл Лапин, к первой стратегии относится «заморозка» деятельности, в результате которой рыночная активность российского подразделения снижается до минимума, но при этом головная компания осуществляет необходимую поддержку местной структуры. 

Ко второй — продажа условного филиала стороннему инвестору или передача его в доверительное управление локальному менеджменту с условием возможности возвращения изначальному собственнику на тех или иных условиях в тот момент, когда сделать это позволит геополитическая ситуация. Видимо, именно такой подход и наблюдается в случае с сетью Leroy Merlin, включающей 111 магазинов в 65 городах России.

Напомним, что группой Mulliez Family Associati, помимо предприятий Adeo, контролируются сети Decathlon и Auchan. И если специализирующиеся на спортивных товарах магазины «Декатлон» накрепко закрыли свои двери перед российскими покупателями спортивных товаров еще в прошлом году (было объявлено, что их выставляют на продажу, бренд доступен лишь в интенете), то гипермаркеты «Ашан», большую часть товаров в которых составляют продукты питания, продолжают работать штатно. А в ответ на все несущиеся с Запада упреки там говорят про заботу о простых россиянах и обусловленную специализацией социальную ответственность.

«"Ашан Ритейл Россия" продолжает работать на российском рынке и не планирует изменений ни в своей стратегии, ни в организации работы», — цитирует ТАСС комментарий компании, последовавший в пятницу вслед за новостями из стана Adeo. В «Ашан» при этом акцентировали внимание, что в настоящее время функционируют без инвестиций от своей материнской компании.

Похоже, что семья Мюлье, если выражаться фигурально, очень стратегически грамотно разложила все свои «яйца» по разным российским корзинам. И как бы не складывались обстоятельства в ближайшем будущем, у французов есть небезосновательная надежда, что как минимум в одной из них ничего не разобьётся.