Китайские редкоземы Америке спать не дают

В технологическом соперничестве с Китаем у США есть несколько значительных уязвимостей. Одна из них: Соединенные Штаты не обладают достаточными запасами минералов, используемых при развитии современных технологий. Более того, главным поставщиком критических минералов для США служит именно Китай. На минувшей неделе президент Байден ездил в Канаду, в том числе, в надежде диверсифицировать поставки. Однако даже помощь такого близкого союзника не сможет исключить зависимость Штатов от поставок китайских минералов и редкоземельных элементов в среднесрочной перспективе.

Читать на monocle.ru

Заботы генерала Ричардсон

Доступ к редкоземельным материалам является одной из гарантий технологического превосходства страны в XXI веке. Батареи для электромобилей, лазеры, спутниковые системы, смартфоны, современное медицинское оборудование и наконец, современные вооружения— все требует этих ресурсов. Например, основные компоненты батарей электромобилей включают литий, магний, кобальт, никель и графит.

По данным геологической службы Соединенных Штатов, все из пяти вышеперечисленных компонентов входят в список критически важных металлов и минералов. США добывают никель, литий и кобальт, но в незначительных масштабах. Что же касается запасов графита и магния, то Америка полностью зависит от импорта этих элементов. Стоит отметить, что не добывающийся в США графит — один из основных компонентов литий-ионных аккумуляторов.

В общей сложности, список включает 51 наименование веществ, из них 14 доступны США исключительно посредством импорта. В 2018 году общее число позиций не превышало 35. 

Острота проблемы ощущается Вашингтоном еще сильнее, если учитывать, что основным поставщиком «критических» минералов на американский рынок является Китай. Доля Поднебесной в поставках 26 разных минералов из упомянутого американского списка составляет больше 50%. Более того, на КНР приходится 78% поставок редкоземельных элементов.

Причем обладание сырьем — не единственный козырь в рукаве Поднебесной. Она также контролирует большинство мощностей для переработки «дефицитных» минералов. Например, КНР перерабатывает 68% никеля, 59% лития, 73% кобальта и 95% магния. Помимо этого, согласно докладу Брукингского института, Пекин продолжает активно наращивать инвестиции в добычу и переработку минералов в разных странах мира. Так, в 2018 году китайская Tianqi Lithium приобрела 24% чилийской компании по производству лития SQM.

«Они [Китай] не инвестируют, они добывают…они ведут очень агрессивную и продвинутую игру по добыче лития», — заявила глава Южного командования армии США генерал Лора Ричардсон, выступая перед членами Конгресса 8 марта 2023 года.

«Ребята, у нас нет минералов, а вы можете добывать их»

Диверсификация — единственный способ минимизировать зависимость от Китая. «Мы должны диверсифицировать цепочку поставок… мы не можем полагаться на цепочку поставок, сконцентрированную в одной стране, неважно в какой…мы слишком отстали…», — уточнил советник администрации президента США Амос Хохштейн в начале февраля.

Этот вопрос, в частности, обсуждался Джо Байденом во время его визита в Канаду 23-24 марта, носившего, кстати, во многом антикитайский характер. Северный сосед США обладает одним из самых больших запасов редкоземельных элементов и прочих минералов. «У Канады есть огромное количество минералов, имеющих колоссальной значение для нашего будущего с чистой энергией…у нас есть невероятная возможность работать вместе для того, чтобы Канада и Соединенные Штаты могли добывать в Северной Америке все, что нам нужно для создания надежных и стабильных цепочек поставок…» — заметил президент США Джо Байден, выступая перед канадской Палатой общин 24 марта. 

«Лидеры стран рассмотрели американское и канадское сотрудничество в области налаживания производственных цепочек в “дружественных” странах и обеспечения доступа к сырью, что считается необходимым для современных вооружений и доминирования в ключевых областях…таких как “зеленая” энергетика и компьютерные технологии, — сообщило подробности встречи американского президента и канадского премьера издание WSWS:org. — Во времена администрации Трампа правительство Трюдо совместно с Вашингтоном запустило План действий по добыче важнейших полезных ископаемых, чтобы обеспечить совместный доступ к 17 редкоземельным элементам, которые, как было установлено, имеют геостратегическое и экономическое значение. Более подробный план, включающий почти три десятка стратегических полезных ископаемых, был согласован на первой встрече Байдена и Трюдо, состоявшейся в формате видеоконференции в феврале 2021 года», — напомнило издание.

Тем не менее, решить проблему дефицита критических элементов в ближайшие годы не получится, так как Оттаве необходимо провести полномасштабное обновление добывающего и перерабатывающего секторов. Потребуется не только время, но и средства. «Нам понадобится помощь Америки в финансировании добычи и переработки минералов…» — заявил сотрудник Института международных дел Канады Колин Робертсон. 

Одобрить финансирование зарубежных проектов в одностороннем порядке Байден не имеет права. Однако, согласно Закону о военном производстве 1950 года (DPA), он может выделить дополнительные средства на определенную инициативу Пентагону. Последний, в свою очередь, может направить их на реализацию нужных проектов.

В данном случае так и было сделано. Фонд по развитию добычи минералов, сформированный по указу президента, уже предложил канадским компаниям подать заявки на финансирование. На 27 марта минимум 70 канадских проектов нуждаются в дополнительных средствах. Стоит отметить, что деньги предоставляются не в долг. 

«Ребята, у нас нет минералов, а вы можете добывать их», — заявил президент Байден канадским парламентариям. Эти слова описывают основную проблему Соединенных Штатов: не получается нарастить собственные минеральные резервы. Дело не в технологической отсталости или в отсутствии необходимых производственных мощностей. Основными причинами дефицита являются экологические регуляции и отсутствие стабильного финансирования. «Мы должны признать, что просто не инвестировали в это…», — отметил Хохштейн. «Если речь идет о минералах, то, скорее всего, США придется полагаться на другие страны. Но это не значит, что нужно полагаться на недружественные государства», — добавил вице-президент ClearView Energy Partners Тимоти Фокс.

Редкие санкции

Смирение с ориентацией на импорт не разделяют представители добывающего сектора Америки. Так Кэти Суини, вице-президент Национальной горнодобывающей ассоциации заметила, что альянсов с соседями недостаточно. По ее мнению, необходимо ориентироваться на наращивание добычи в самих Соединенных Штатах. «Мы твердим, что нам нужны эти минералы, при этом ничего не делаем, чтобы достать их из-под земли», — заявила Суини.

Сотрудничество с Канадой, действительно, может дать США некоторое преимущество. Однако даже при наличии финансирования полный ввод шахт в эксплуатацию — от обнаружения месторождений и получения лицензии до старта добычи — потребует 16,5 лет, сообщала газета Politico со ссылкой на доклад МЭА.

В совокупности все это потенциально укрепляет позиции КНР во взаимоотношениях с США. Последние не могут усиливать ограничения против КНР без оглядки на то, что у нее тоже есть рычаги давления.

Так в мае 2019 г., в разгар торговой войны, китайские газеты сообщали о готовности Пекина ввести запрет на поставки редкоземельных элементов в США: «…если кто-то хочет использовать поставляемые Китаем редкоземельные металлы против КНР, китайский народ с этим не согласится», — говорится в материале информационного агентства «Синьхуа». Издание «Жэньминь жибао» было более откровенно: «Станут ли редкоземельные элементы оружием Китая против необоснованного давления со стороны США? Ответ очевиден.»

Санкции со стороны КНР — весьма редкое явление. Они применяются строго в качестве ответа и нацелены на отдельные компании, нежели на целые сектора экономики. У Китая пока нет всеобъемлющей санкционной стратегии, однако некоторые ее элементы находятся в стадии активной разработки.

Так в феврале 2021 года китайские власти сообщили о пересмотре политики экспорта редкоземельных ресурсов. Согласно Bloomberg, тогда минторг КНР рассматривал возможность запрета поставок отдельных элементов американским оружейникам. 22 февраля 2022 года китайские СМИ заявили об ограничении доступа к редкоземам компаниям Lockheed Martin и Raytheon. Последние планировали минимизировать ущерб посредством альтернативных поставок из Австралии. Тем не менее, времена меняются, и потенциальные полномасштабные ограничения на экспорт редкоземов со стороны КНР оказались бы куда более чувствительными.