Власти пришли ко мнению, что рабочее время россиян надо сокращать, однако не могут определиться в том, насколько именно. При этом бизнес и вовсе не уверен в полезности такого шага в данный момент.
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб в очередной раз заявила, что россиянам надо меньше трудиться, в связи с чем озвучила предложение: по пятницам нужно работать всего четыре часа. Тема на самом деле не новая, в той или иной форме ее уже затрагивали самые разные отечественные политики. За рубежом тоже пытались опробовать различные подходы к сокращению рабочего дня. Но пока без особого результата.
«Мы говорим не о четырехдневной рабочей неделе, а о сокращении часов. Например, с понедельника по четверг люди будут работать, как обычно, а по пятницам — до обеда. Возможности перейти на такой график у нас уже есть», — заявила народная избранница онлайн-изданию «Подмосковье сегодня». Напомним, что ранее зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев заявлял, что со временем возможен переход на четырехдневную неделю и к этому необходимо стремиться.
Также глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков отмечал, что представители профсоюзов высказались за сокращение рабочей недели за счет пятницы, но при сохранении текущего размера зарплаты. «Уменьшение рабочего времени всегда полезно», — привели его слова РИА «Новости». При этом профсоюзный лидер уточнил, что в условиях дефицита на рынке труда такая идея неактуальна.
Более взвешенного подхода придерживается глава думского комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов: сокращение рабочих часов должно происходить естественным образом, чтобы оно не привело к падению доходов и снижению производительности трудящихся. Депутат считает, что со временем Россия придет к сокращению рабочего времени, однако необходимо, чтобы этот процесс шел «эволюционно». Ведь резкие изменения могут повлечь негативные последствия.
«В большинстве европейских и других современных правовых государств установлены следующие правила регулирования рабочего времени: рабочая неделя не должны превышать 48 часов, рабочий день — не более 8 часов. Исключение — особые условия труда. И должно быть наличие возможности установления гибкого рабочего графика и работы в удаленном режиме», — указал в комментарии «Эксперту» председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
Существуют также различные преференции и ограничения для работников в сложных или опасных условиях труда, добавил он. В России же в настоящее время имеется вполне современное регулирование труда, но профсоюзы недостаточно активны в отстаивании интересов и защите прав работников на конкретных предприятиях, подчеркнул Владимир Гамза.
Для малого и среднего бизнеса решение о сокращении официального рабочего времени в пятницу до обеда будет означать только одно — повышение расходов на оплату труда, уверен координатор «Деловой России» в ЦФО, директор компании «Леонардо» Дмитрий Аббакумов. По его словам, очень многие сферы малого бизнеса, например, торговля, услуги, где занято около 90% сотрудников МСП, не прекратят работать в пятницу в 14 часов.
«Как это можно себе представить? ТЦ или кафе закроются в 14 часов в пятницу? Они просто будут вынуждены платить за это время сверхурочно. Как за переработку. Поэтому я бы предложил распространять такие предложения, если они актуальны, только на крупный производственный бизнес в России и, возможно, на часть учреждений бюджетной сферы», — поделился с «Экспертом» своими мнением Дмитрий Аббакумов.
Из множества значимых факторов в вопросе сокращения рабочего времени главным остаётся все же производительность, отметил в комментарии «Эксперту» сопредседатель комитета «Деловой России» по строительству Алексей Долматов. «Как только мы выходим на эффективный уровень, становятся возможными и нововведения в продолжительности рабочего времени, и эксперименты с фондом оплаты труда. Пока эффективной производительности мы не достигли — работаем по-прежнему и повышаем производительность», — констатировал он.
С ним согласен председатель Курского регионального отделения «Деловой России» Олег Малахов, который также отметил в беседе с корреспондентом «Эксперта», что, к большому сожалению, наши предприятия пока далеки от высокой производительности труда, и в одночасье эту ситуацию не исправить. Поэтому сейчас, как минимум, необходимо сохранять существующие условия работы. Возможно, стоит вернуться к обсуждению данной темы, когда и внешние, и внутренние факторы будут благоприятными.
Частный бизнес давно присматривается к вопросу снижения количества рабочих часов, поскольку это может привести к определенной экономии ресурсов, указала в свою очередь председатель АНО «Межрегиональный центр правового консультирования «Защита поколений» Наринэ Беглярова. Эксперименты по сокращению рабочей недели осуществляются по всему миру разными коммерческими структурами с 1960-х годов. В 20 веке это делалось с целью экономии электроэнергии и других ресурсов, а в 21 чаще для повышения работоспособности сотрудников, снижения выбросов углекислого газа в атмосферу и так далее.
Бизнес с готовностью переходит на сокращенную рабочую неделю, когда видит в этом для себя непосредственную пользу, признала она в комментарии «Эксперту». Так, новозеландская компания Perpetual Guardian в 2018 году перевела более 200 сотрудников на 4-дневную неделю и отметила, что они стали работать более активно, уменьшили количество непродуктивных рабочих встреч, чтобы успевать закрывать рабочие задачи.
При этом снизились показатели стресса и выгорания, улучшилась атмосфера в компании. Японское подразделение Microsoft при таком же эксперименте отметило, что сотрудники стали реже уходить на больничные, снизились на 50% расходы на бумагу и на 25% на электричество. При этом производительность труда выросла на 39,9% также за счет уменьшения количества непродуктивных рабочих встреч.
Однако отследить таково рода вещи могут далеко не все компании, признает Наринэ Беглярова. В самом деле, по ее словам, в российских предприятиях часто продуктивность сотрудников оценивается количеством отработанных часов, а не их влиянием на конечный результат. А информация, которая позволяет отследить реальную продуктивность, просто не собирается и не анализируется.
Как полагает руководитель ST Agency Евгения Соколовская, инициатива по сокращению рабочего времени, будь она реализована в настоящее время, приведет, к дополнительной нагрузке на бизнес, на производственные компании, в частности. Они будут вынуждены изыскать дополнительные ресурсы на поддержание прежнего объёма производства, что в условиях экономической нестабильности будет затруднительно.
В иных случаях издержки будут перенесены на сотрудников и повлекут снижение заработной платы, предупредила Евгения Соколовская «Эксперт». Сейчас в России фиксируют рекордно низкий показатель безработицы, в связи с чем поиск дополнительного персонала станет большой проблемой. При этом, если речь идет о сокращении рабочих часов, что в совокупности оно составит 20 дней в году. При текущей динамике производительности труда это может привести к снижению ВВП, а значит снизятся темпы развития всей экономики, резюмировала эксперт.