«Субъектность Федерального Собрания строится в управленческой парадигме»

На этой неделе в России отмечается День российского парламентаризма — памятная дата, установленная в 2012 году, и приуроченная к началу работы Государственной думы Российской империи 27 апреля (по старому стилю) 1906 года. Это событие стало началом витиеватого пути развития отечественных парламентских институтов.

Читать на monocle.ru

Учитывая федеративную природу российского государства, о парламентаризме в нашей стране принято говорить применительно не только к обеим палатам Федерального Собрания, но и к законодательным органам государственной власти субъектов. При этом, пройдя тридцатилетний путь формирования демократической конституционной модели парламентаризма, сам этот институт проходил разные вехи политико-правовой трансформации.

Так, от оппозиционной по отношению к президентской власти и ситуативно-коалиционной с точки зрения расстановки политических сил в девяностые годы Государственная Дума в первые годы двадцать первого столетия переформатировалась в институт принятия консолидированных решений и формирования легистского политического пространства. Попутно политическим и функциональным изменениям нижней палаты парламента, менялся и подход к формированию депутатского корпуса.  Избирательная система на парламентских выборах менялась от смешанной к пропорциональной (в пятом и шестом созывах), и обратно к смешанной. 

Совет Федерации, в свою очередь, прошел через несколько реформ, главная из которых и стала отправной точкой построения вертикали власти. В двадцать первый век Совет Федерации вошел в формате «палаты региональных глав». Поэтому в самом статусе членов Совета Федерации (тогда еще не называвшихся сенаторами) усматривался внутренний институциональный конфликт с точки зрения принципа разделения властей. С одной стороны, они возглавляли исполнительную власть в регионах, а с другой — выступали в качестве законодателей на уровне федерации. 

Целью первой централизаторской реформы Владимира Путина было исключение этого противоречия в статусе членов Совета Федерации и их «профессионализация». С того момента безотрывную законодательную работу в верхней палате парламента были призваны выполнять делегированные представители от исполнительной и от законодательной власти регионов, а усилия глав субъектов были сконцентрированы на работе в своих территориях. К слову, на волне этой реформы был создан и Госсовет, до 2020 года действовавший в рамках «указного» правового регулирования, и обретший статус конституционного органа спустя 20 лет своего существования. Этот орган в целом отдален от парламентаризма и стал федеральной площадкой для вовлечения глав регионов в реализацию единой государственной политики.

Федеральное Собрание же сегодня демонстрирует ритмичную работу, синхронизируясь с президентом и органами исполнительной власти. С точки зрения реализации своих законодательных функций российский парламент выступает одним из элементов общей управленческой системы. Особенно очевидным такое позиционирование стало в последние два созыва. В этот же период работы нижняя палата парламента, как известно, взяла курс на переработку законодательного портфеля, сформировавшегося за все предыдущие созывы. В целом субъектность Федерального Собрания строится в управленческой парадигме и выражается в законодательном обеспечении единой государственной политики.

Значительный институциональный сдвиг в развитии парламентаризма произошел за эти годы и на региональном уровне.

В период становления новой государственности в девяностые годы законодатели в субъектах Российской Федерации были вынуждены не просто заниматься региональным строительством, но и «латать дыры» в федеральном регулировании, которых было объективно много, как ввиду политических причин (например, блокирование «рыночных» законодательных инициатив в Государственной Думе), так и ввиду приоритетности для федерального центра  актуальных вопросов государственного строительства, решения экономических проблем, обеспечения целостности и безопасности государства.

Опять-таки, вспоминая истоки вертикализации государственной системы, нельзя не упомянуть формирование федеральных округов и институт полномочных представителей Президента. Именно полпредствам было вверено проведение федеральной политики в регионах и обеспечение, в том числе, законодательного единства и правовой целостности государства. 

Полномочные представители обеспечивали унификацию регионального законодательства, активно способствуя устранению относительно вольных подходов к регулированию общественных отношений. По сути, это было поворотной точкой в развитии региональной законодательной и представительной власти. Именно законотворческая составляющая в ее полномочиях стала обретать жесткие рамки, выход за которые пресекали всё те же полпредства, органы прокуратуры и территориальные органы Минюста России.

Традиционно в День российского парламентаризма или в канун его проводятся заседания Совета законодателей Российской Федерации. Этот год не будет исключением. Очередное заседание пройдет в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Ожидается, что в нем примет участие глава государства Владимир Путин. Основными же участниками мероприятия будут федеральные и региональные парламентарии, входящие в состав Совета законодателей. 

Эта факультативная парламентская институция, как правило, находится вне фокуса всеобщего внимания. Отсюда возникает некоторый скепсис относительно ее статуса и значимости в российской парламентской системе. Но ее создание, в известном смысле, завершило процесс встраивания региональных законодательных органов в единую архитектуру законодательной власти. 

Этот орган был учрежден в 2012 году, а его участие в федеральном законодательном процессе базово определено нормами регламента Государственной Думы. Совет законодателей, с одной стороны, позволяет обеспечить межпарламентское взаимодействие на уровне федеративных отношений центра и регионов, а с другой стороны, фактически выступает как инструмент совершенствования конструктивных или фильтрации концептуально противоречивых законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. 

Совет законодателей не является каким-либо декоративным или же кулуарным органом. При желании, с его деятельностью можно ознакомиться на его сайте или в системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. С 2013 года в Совет законодателей поступило более двух с половиной тысяч законодательных инициатив регионов, из которых примерно четверть были внесены на рассмотрение нижней палаты парламента. При этом рассмотрение инициатив Советом законодателей сопровождается их всесторонней оценкой профильными комитетами и правовыми службами Государственной Думы и Совета Федерации. Такая экспертиза позволяет не только совершенствовать сами законодательные инициативы регионов, но и вырабатывать альтернативные механизмы решения региональных проблем посредством корректировки законодательства субъектов Российской Федерации и правоприменительной практики по отдельным вопросам.

С момента принятия Конституции России в ней сформулирован принцип единства исполнительной власти, который в институциональном плане требовал донастройки в ходе административной реформы «нулевых» годов. С 2020 года в Конституцию, как известно, введен принцип единства публичной власти, по смыслу конституционного законодателя консолидирующий федеральную, региональную и муниципальную управленческую и политическую системы. Этот принцип создает конституционную технократическую надстройку, негласно постулируя приоритет государственного управления над политикой в деятельности институтов и должностных лиц. 

Применительно к парламентаризму в России сегодня также уместно говорить о его технократизации. Особенно это касается законодательных функций. В части же представительства народа как единственного источника власти политические оттенки в деятельности парламентариев всё же прослеживаются, особенно на стыке легислатур в период электоральных кампаний. 

Однако с учетом особенностей текущего момента и в этой части происходит вытеснение классических политических атрибутов (борьбы политических идеологий и партийных программ или креативных технологий). Они замещаются оценкой избирателями полезного действия народных представителей, исходя из их эффективности в рамках «теории малых дел» (выполнение наказов или обращений электората). Сами же политические акторы (включая политические партии) ведут подбор кандидатов с точки зрения их вклада в решение государственных задач.

Индикатором этой тенденции, в частности, в период борьбы с ковидом было выдвижение на депутатские позиции волонтеров и медработников, а сегодня электоральные тренды выводят на первые роли участников СВО и всё тех же волонтеров. И это тоже важный фактор для осмысления российского парламентаризма, сформировавшегося к 2023 году.