Продакт-менеджмент роста: Илья Григорьян об экспериментах и видении развития направления менеджмента продуктов

Продакт-менеджер роста Илья Григорьян работает с цифровыми и мобильными продуктами.

Читать на monocle.ru

Он является автором научных статей по темам управления и развития продуктов в ИТ и участником панели жюри ежегодных конкурсов PM Contest и СХ World Awards. Илья рассказал об экспериментах в продакт-менеджменте, опыте в компании Find My Kids, а также своей перспективой на менеджмент продуктов.

Илья, сейчас вы работаете продакт-менеджером в международном проекте Find My Kids. Расскажите подробнее о нем и вашей роли в компании.

Find My Kids — это мобильное приложение для родителей, которое создано, чтобы они оставались спокойными и уверенными в безопасности своих детей. Оно предоставляет возможность отслеживать местоположение своих детей в реальном времени с помощью GPS (на смартфоне или на часах), даже когда смартфоном не пользуются, и он лежит в сумке, а также видеть историю маршрутов и мест посещения. А еще приложение позволяет связываться с ребенком, даже если у него включен беззвучный режим или вокруг шумно. Как один из лидеров рынка, Find My Kids очень важен для многих родителей по всему миру, особенно для тех, кто имеет детей в возрасте от 6 до 15 лет.

Моя роль в компании — это growth product manager (или продакт-менеджер роста). С точки зрения методологии роста это не классическая роль, которая по канону связана с проверкой гипотез по всем направлениям продукта, а в нашем случае роль ответственного в первую очередь за монетизацию продукта; в ней мы видим один из главных драйверов глобального развития продукта.

Работа на этой позиции требует комплекса навыков, включая продакт-менеджмент, аналитику, юнит-экономику и понимания особенности механик продаж в мобильных приложениях. Так происходит потому что монетизация является существенным аспектом бизнеса компании, поскольку обеспечивает доход для дальнейшего развития продукта.

В чем ценность такого продукта в сфере family safety?

Find My Kids как приложение для родителей дает мамам и папам возможность ненавязчиво отслеживать, где находится их ребенок. Лишний раз не отвлекать его от учебы или других занятий звонком. Когда ребёнок не отвечает, то можно послушать, что происходит вокруг, или отправить ему громкий сигнал, который он услышит, даже если телефон находится в рюкзаке, а вокруг шумно.

Я уверен, что приложение позволяет родителям меньше переживать, снижает уровень их тревоги и за безопасность детей, и за соблюдение ими распорядка дня, а миллионы наших пользователей это подтверждают.

За время работы в Find My Kids вы запустили множество экспериментов для роста выручки. Расскажите подробнее о них и тех результатах, которые вам удалось добиться.

Мы вносим изменения в продукт для того, чтобы улучшить какую-то часть приложения, упростить пользовательский путь или представить альтернативное решение для задачи пользователя. Даже не смотря на опыт и успехи коллег по индустрии, часто невозможно оценить эффект от изменения продукта: реакция пользователей непредсказуема. Значит, любое изменение необходимо валидировать — проверять реальность желаемого эффекта от изменения.

Именно поэтому мы реализуем изменения, используя количественные методы исследования. В большинстве своем это A/B тесты — эксперименты, при которых мы сравниваем результаты влияния обновленной версии продукта (или его части), в которую внесены изменения, с текущим вариантом продукта. Отсюда, задача каждого теста — проверить гипотезу о наличии статистически значимой разницы в значении метрики (например, конверсии между шагами воронки или выручке на пользователя) между вариантами. Если гипотеза подтверждается, то есть метрику удается улучшить, то тогда этот эксперимент принимается, и тестируемое изменение внедряется уже на всю пользовательскую базу.

C моим участием команда роста запустила уже более 45 экспериментов, а примерное количество экспериментов в Find My Kids сегодня составляет 10 в месяц. Одними из успешных экспериментов, в которых новый вариант выиграл контрольный по бизнес-метрикам, стали: использование платежных методов, привычных местным жителям в Индии (там не распространены банковские карты: ими владеет всего 5% населения, а большинство населения пользуются электронными кошельками), новая функция: защита ребенка от незнакомых звонков (белый список), регулярный показ пейвола на определенный вход и эксперименты по ценовой эластичности. Каждый из таких экспериментов позволил нам существенно улучшить метрики продукта, выигрывая в новом варианте по конверсиям и выручке на пользователя.

Известно, что во время работы в Сбербанке вы сформулировали свою уникальную практику внедрения продуктового подхода. Расскажите о ней подробнее.

Да, верно, идея создания методики внедрения продуктового подхода пришла ко мне, когда я осознал, что его смысл знает большинство специалистов, а вот то, как его внедрять в работу – нет. В 2021 году я начал принимать участие в разработке мобильного приложения Сбербанка, я понял, достаточного количества ресурсов и рекомендаций относительно внедрения продуктовых методов у меня нет. Так я решил внедрять продуктовый подход самостоятельно, что и легло в основу создания целостной практики.

Сегодня моя методика объединяет аспекты продуктового подхода с теорией управления изменениями и принципами человеко-ориентированного лидерства и состоит из 3 частей: декомпозиция продуктового подхода на основные элементы, практические рекомендации по проведению изменений для достижения адаптации нововведений
и фокусирование на людях, участниках команды.

Благодаря вашим заслугам и опыту в продакт-менеджменте, вы были приглашенным членом жюри ведущей профессиональной премии в индустрии клиентского опыта - СХ World Awards. Расскажите подробнее о ней и о том, что для вас значило участие в ней в качестве эксперта?

Каждый год премия СХ World Awards выявляет и награждает самые интересные и успешные проекты, продукты, технологии в российской индустрии клиентского опыта. Премия содержит 4 категории, которые объединяют 29 номинаций, включая отдельно направления по B2C и B2B продуктов, также опыту сотрудников и персональные награды.

Компаниями-участниками премии в основном являются лидеры отраслей, такие как Циан, Ozon, Сбербанк, Мегафон, Альфа Банк, Simple, Пятерочка, при этом также встречаются компании, которые внедряют новации, хотя только вышли на стадию роста, например, СК Пульс.

Основная ценность участия в жюри для меня заключалась в возможности дать обратную связь коллегам по индустрии, а также получить доступ к наиболее успешным бизнес-кейсам и их авторам. Это крайне интересно и полезно рассматривать кейсы по широкому спектру компании (мне удалось проверить 68 кейсов номинантов по 5 номинациям) — это позволяет обогатить собственный опыт, а также понять, над чем работает рынок. Поэтому я принимал участие в категориях, связанных с цифровым клиентским опытом, инновациями, практиками в аналитике и онлайн-вовлеченности.

Что для вас значит продакт менеджмент? Считаете ли вы, что нашли себя в этом направлении?

На мой взгляд продакт-менеджмент — это гораздо больше чем направление, а продакт-менеджер —больше, чем роль или профессия. Я рассматриваю менеджмент продукта как подход к созданию чего-то нового и уникального, того, что ещё не существовало в мире. Говоря широко, я воспринимают “продукт” как, с одной стороны, результат чьей-то деятельности (материальной или нематериальной), а с другой — что-то, чем пользуются другие люди, получая при этом пользу.

Всё, чем мы пользуемся в жизни напрямую или косвенно, представляет из себя продукт, содержащий ценность.  Значит, ко всему можно применить продуктовый подход, чтобы это улучшить: таким образом продукт будет полезнее, а работа по его созданию будет эффективнее. И да, технологические или цифровые продукты являются лишь частью этого продуктового множества.

Для меня, основываясь на таком определении, продакт-менеджмент — это не работа, а любимое дело. Более того, я считаю, что это мое призвание. При этом я уверен, что мой потенциал еще не до конца реализован и значительные достижения меня ждут впереди.

К чему вы как эксперт в менеджменте продуктов стремитесь в будущем?

Я, безусловно, стремлюсь к дальнейшему развитию, стараюсь изучать и внедрять новые подходы и практики, чтобы создавать более качественный продукт. Как бы мне не нравился сам путь продакт-менеджера, для меня крайне важно создавать именно такие продукты, которые меняют мир и жизнь людей к лучшему. Find My Kids, например, уже помогает миллионам родителей по всему миру, но при этом обладает серьезным потенциалом для дальнейшего роста, поэтому мне бы хотелось и дальше вносить свой вклад в развитие сервиса, который является полезным инструментом для родителей и несёт пользу семьям.

Сейчас, когда технологии развиваются с невероятной скоростью, а барьеры к их использованию стремительно падают, у нас есть целый ряд возможностей создавать продукты, которые меняют мир вокруг нас. В одном из интервью Стив Джобс поделился наблюдением: “Всё вокруг вас, всё то, что вы называете жизнью, было создано людьми, которые были нисколько не умнее вас. И вы можете всё изменить, можете на многое повлиять, можете создать что-то своё, и другие люди будут этим пользоваться“. Я искренне верю, что у меня есть возможность изменить мир через создание технологических продукта, и поэтому прилагаю максимум усилий, чтобы это реализовать.