Долгое и мучительное падение First Republic Bank, шедшее всю неделю в прямом эфире, привело к новому витку банковского кризиса в США. Масштабное бегство средств клиентов с депозитов в фонды денежного рынка возобновилось, разом выйдя на уровень конца марта.
Как сообщило вчера агентство Reuters, со ссылкой на данные Refinitiv Lipper, фонды денежного рынка США показали на неделе, завершившейся 26 апреля, чистый приток средств в $47,72 млрд. Это максимум с 22–29 марта.
Bank of America, ссылаясь на данные EPFR, отслеживающей другую выборку фондов, назвал вчера еще большую цифру притока – $52,3 млрд. И агентство, и банк связали это с беспокойством публики относительно положения дел в банковской системе США – и с этим трудно не согласиться.
Ежедневное перетирание различными СМИ косточек First Republic Bank, начавшееся вечером в понедельник, не могло быть не расслышано клиентами других банков. И далеко не все готовы верить в то, что это единичный случай и только этот банк, столкнувшись с оттоком клиентов, находится в полушаге от полного краха.
Вообще говоря, переток средств из банков в фонды денежного рынка имел в этом году две основные причины: одна – неконкурентоспособные ставки по вкладам, а вторая – страхи банкротств. Последняя в марте и первой половине апреля явно доминировала, но и первая имела значение.
За 5 недель после краха банков Silicon Valley и Signature фонды денежного рынка США получили колоссальный приток средств – $346 млрд, по данным Refinitiv Lipper. Но, по оценке Bank of America, всего в этом году к ним пришло $634 млрд против $11 млрд за весь 2022-й. То есть прирост поступлений в 57 с лишним раз превосходит прошлогодний, что является эстраординарной величиной, а ведь это всего за квартал с небольшим. И пока без учета новой порции.
В марте и апреле бегство денег с депозитов в места, казавшиеся клиентам банков не столь опасными, постепенно замедлялось – и на прошлой неделе фонды денежного рынка даже показали отток. Этому способствовало не столько то, что публика успокоилась относительно банков, или депозиты стали выгоднее (хотя ставки по ним и растут), сколько стечение обстоятельств.
Старые страхи начали вытеснять новые – громко заговорили о возможном летом техническом дефолте США. Если потолок госдолга не будет вовремя поднят, то под ударом окажутся казначейские векселя, которых немало у фондов денежного рынка. Имела место и сезонность: в это время деньги из них, как и из банков, выводят для уплаты налогов.
И все же ситуация, казалось, почти стабилизировалась. Опубликованная вчера вечером статистика ФРС показывает, что на неделе, завершившейся 19 апреля, сумма на депозитах американских банков сократилась на $145,5 млрд. Но, учтя сезонность, регулятор смог даже получить рост – на $21,1 млрд.
Теперь, однако, все развернулось на 180 градусов. Ведь чистый приток в фонды денежного рынка на уровне $50 млрд по итогам недели – это только начало.
Фактически это результат всего пары дней, прошедших с вечера 17 марта, когда публика узнала о масштабе бегства депозитов из First Republic Bank, по 19 марта. На деле, темпы близки к максимумам марта, когда в эти фонды за неделю приходило более $100 млрд.
Это дает некоторое представление о том, с каким колоссальным оттоком средств, вероятно, столкнулись в эти дни банки в США. Замедлиться у него оснований пока не было, а вот ускориться – вполне. Плохие новости о First Republic Bank шли вплоть до вечера пятницы.
Источники Reuters сообщали, что Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC), Минфин и ФРС в последние дни начали организовывать встречи с банками в попытках спасти их проблемного коллегу. Но результатов пока не достигнуто.
В то же время источники CNBC говорили, что банк на плаву удержать не удастся – наиболее вероятным исходом является его передача под FDIC. Сделать это было можно (и даже нужно) одновременно с Silicon Valley и Signature еще в марте, теперь такой исход избыточно бьет по репутации регуляторов. А то, что они все-таки на это пойдут, только подчеркивает глубину проблем.
Неудивительно, что вчера акции First Republic Bank закрыли торги снижением на 43%, а на постмаркете вечером теряли еще более 50%, снова озолотив шортивших их медведей. От максимума 2021 года они рухнули уже на 99,2%, что само по себе является новостью.
И все эти известия вскоре вполне могут стоить какому-нибудь региональному банку критического оттока депозитов с последующим крахом. Банковские паники ведь развиваются именно так.