Высшая школа экономики опросила промышленные предприятия в 71 субъекте РФ и выяснила, что многим компаниям «недружественные» страны своими ограничениями оказали вполне дружескую услугу.
Российские компании смогли в 2022 году воспользоваться тем самым окном возможностей на фоне санкций, о котором неоднократно говорил в своих выступлениях президент Владимир Путин. Безусловно, сделать это смогли далеко не все, однако исследование ВШЭ «Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания» показало, что почти трети (28%) опрошенных компаний удалось воспользоваться ситуацией.
В докладе, в частности, отмечается, что 9% фирм смогли увеличить свою долю на традиционных рынках, 7% нашли ниши для новых продуктов, а 6% вообще вышли на новые рынки. Еще 4% получили кадровый выигрыш — наняли новых сотрудников.
Естественно, санкционный профит распределился неравномерно, как по отраслям, так и по масштабу.
«На отраслевом уровне мы видим, что это прежде всего машиностроение и легкая промышленность (производство одежды, обуви)», — рассказал «Эксперту» директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев, — «В первую очередь речь идет не о крупных, а о небольших фирмах с численностью сотрудников на уровне 100 человек. У крупных компаний больше проблем, для них чаще наблюдается сочетание негативных и позитивных последствий санкций. Они чаще интегрированы в глобальную экономику и, как следствие, для них более характерны проблемы с логистикой, с импортом оборудования».
«Совершенно точно смогли выиграть небольшие компании, реализующие товары через маркетплейсы. Выросло число участников онлайн торговли и обороты этого сегмента. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, по итогам 2022 года внутренний рынок e-commerce вырос на 33%. Есть все предпосылки к тому, что такой рост сохранится в текущем году», — комментирует ситуацию председатель совета директоров Finbridge Леонид Корнилов, указывая на то, что в 2022 году малый и средний бизнес активно привлекал заемные средства на создание собственных производств и многие довольно успешно занимали ниши ушедших брендов.
«В основном — в сегменте одежды, товаров для дома, БАДов, кормов для животных. Малый бизнес чутко отреагировал на изменение конъюнктуры рынка, расширялся, осваивал новые логистические маршруты», — добавляет Корнилов.
По словам доцента кафедры национальной экономики Экономического факультета РУДН Сергея Зайнуллина, неплохо проявили себя, например, представители пищевой промышленности.
«Ситуацией воспользовались и российские производственные компании, которые занимали нишу уходящих брендов, например, бренд лимонадов «Черноголовка» активно вытесняет бренды Кока Кола, Пепси, в том числе и из сетей фаст-фуд», — отмечает эксперт.
Кстати, пищевая отрасль по итогам 2022 года, в целом, показала пусть символический, но рост: по подсчетам INFOLine, он составил 0,4%. На скромность роста повлияло и снижение доходов населения, и снижение экспортных поставок. Тем не менее, продукция данной отрасли — не то, от чего люди могут отказаться, даже затянув пояса. Все-таки, людям нужна еда. А вот ту же покупку новой мебели можно и отложить, при необходимости. Что и отразилось на отечественном мебельном производстве, снизившемся в прошлом году на 3%. Но тем ярче на таком фоне смотрятся успехи предприятий, которые в условиях санкций увидели для себя если не окно, то хотя бы «форточку» возможностей.
«Мы видим, что в ряде секторов, например, в производстве мебели, на фоне общей просадки выручки отрасли, в том числе из-за проблем, связанных с уходом компаний с иностранными инвестициями, наблюдаются процессы активной трансформации сектора, повышения активности оставшихся на российском рынке компаний. Для этих компаний в большей степени характерна стратегия роста, состоящая в наращивании инвестиций и привлечении квалифицированных кадров. Таким образом, данные компании стараются занять возникшие ниши на рынке вследствие ухода части конкурентов», — отмечает Юрий Симачев.
Уход иностранных инвесторов сказался на многих отраслях. Но ими список проблем не ограничился. Так, со сложностями, вызванными санкциями столкнулась большая часть предприятий обрабатывающей промышленности. Около 70% руководителей компаний из этой сферы сообщили исследователям о том, что их в той или иной степени затронули введенные ограничения.
В докладе ВШЭ отмечается, что ключевой проблемой для 41% компаний стали рост цен на сырье, материалы и комплектующие на внутреннем рынке; примерно 31% фирм столкнулся с затруднениями с импортом необходимых товаров и услуг, более 22% — с логистическими проблемами, а сложности с импортом оборудования испытывали порядка 19% компаний.
«Снижение импорта товаров в 2022 году составило только 16%, по данным ФТС. В целом по итогам, 2022 года объем промышленного производства даже снизился на 0.6% Выросла металлургия, ВПК, производство удобрений, но существенно упало автомобилестроение, более чем на 50%», — указывает Сергей Зайнуллин, — «Причины — нехватка длинных дешевых кредитов, высокие процентные ставки по кредитам и жесткие требования банков к производителям, дефицит комплектующих и запчастей, а также либеральный режим импорта. Так что пока основным выгодоприобретателем ухода западных компаний стали производители из Китая и стран ЮВА».
Однако в ВШЭ настроены не так пессимистично: в докладе, посвященном результатам исследования, отмечается, что результаты 2022 года были ощутимо лучше стартовых ожиданий: они показали, что и власти могут действовать оперативно, принимая необходимые меры поддержки, и российский бизнес с высокой долей вероятности может адаптироваться к сложностям.
«Санкции могут непреднамеренно стимулировать рост внутренних производственных секторов или способствовать индустриализации. Экономика в целом, а также ее экономические агенты, ожидающие введения санкций, могут успеть адаптироваться к возможным ограничениям», — цитирует ТАСС выдержку из доклада.
Получается, что Россия вновь отработала исторически проверенный кейс — действовала не благодаря, а вопреки. Ведь в предыдущие годы столько говорилось о том, что отечественная экономика готова к «рывку», что ресурсы есть, идеи есть — но именно мобилизационный сценарий оказался наиболее эффективным. И может не рывок, но достаточно размашистый шаг в нужном направлении все-таки был сделан. Остается надеяться на то, что на этом шаге запас хода российских компаний не закончится, а государство, при необходимости, оперативно «подзаправит» тех, кто начал движение.