В России расширяют программы развития женского предпринимательства, гранты и тренинги которых помогают быстрее создавать новые товары и услуги в том числе в части импортозамещения
Минэкономразвития России перезапускает масштабный проект по развитию предпринимательства среди женщин с детьми или находящихся в декретном отпуске и желающих развивать своё дело - «Мама-предприниматель». Этот проект соответствует целям и задачам национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», по которому сейчас по всей стране развернуты программы по развитию в том числе женского предпринимательства. В региональных центрах поддержки бизнеса организуют мастер-классы, круглые столы для обмена опытом начинающих и давно преуспевших деловых женщин. Среди проектов, побеждавших в конкурсах на получение грантов как традиционные для женщин виды образовательного, швейного, туристического бизнеса, так и аграрное дело и создание уникальных высокотехнологических продуктов для импортозамещения. Расширение программы «Мама-предприниматель» на большее число участников позволит повысить их компетенцию в ведении своего дела, а значит и ускорит выход на рынок новых продуктов и услуг.
В России уверенно растет процент вовлечения женщин в бизнес, причем все больше традиционно «неженских» секторов деятельности становится доступно для женского пола. Так, например, в электроэнергетике женщин – 36%, в атомной энергетике – порядка 32%. Исследования Минэкономразвития показали, что каждый пятый стартап в агротехнологиях основан женщинами. В таких сегментах как биотехнологии и селекционные технологии женщинами основано более трети стартапов.
Этот тренд Минэкономразвития поддерживает путем вовлечения все большего числа женщина в создание своего дела. А именно, на это нацелена программа «Мама-предприниматель», выпускницами которой стали уже около 7000 женщин, для которых было проведено 255 тренингов, а победительницами конкурсов на получение грантов стали 247 человек.
Мамы-предприниматели, а таковых в бизнесе немало, получают господдержку через центры «Мой бизнес», созданные по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» и действующие в 84 субъектах Росси. Они помогают предпринимателям в открытии и развитии своего дела. В центрах «Мой бизнес» можно оформить ИП, провести аудит компании, узнать о мерах господдержки и как ими воспользоваться, получить услуги маркетинга и продвижения на рынке, проконсультироваться по кредитованию, налогообложению, бухучёту, пройти обучение по предпринимательству. В том числе на их базе реализуются и мероприятия программы «Мама-предприниматель», а также другие мероприятия, связанные с женским бизнесом.
Например, одна из активных победителей в том числе конкурсов по женскому бизнесу - фабрика «Смоленская вышивка им. К. Тенишевой» занимается выпуском льняной одежды, столового текстиля, сувенирной продукции, а также пошивом сценических костюмов, получила в 2018 году, который позволил компании создать новый бренд, выведший компанию на мировой уровень: в 2019 году продукция фабрики украсила свадьбу потомков династии Романовых в Париже. Ее продукцию отметили за то, что в текстиле, одежде и сувенирах фабрики отражены народные мотивы, а создаются они как вручную для уникальности, так и современных машинах-автоматах для массового сегмента. Заместитель директора предприятия Анна Ребрик уже 11 лет работает на предприятии, именно она четыре года назад и стала развивать бренд Linen&Lace. «Сотрудничество со смоленскими властями в части поддержки малого и среднего бизнеса началось восемь лет назад. С 2014 года начали получать субсидии. Сначала как предприятие народных художественных промыслов, потом как малый бизнес, – говорит Анна Ребрик. – На средства займа под небольшой процент от Центра «Мой бизнес» мы купили вышивальное оборудование, смогли обустроить трикотажный цех, обновили оборудование в швейном цеху. Теперь на фабрике представлен полный ассортимент швейных машин. ЦКР также финансировал рекламный ролик о предприятии и создание нового бренда Linen&Lace. По ее словам, Центр «Мой бизнес» так же оказывал помощь во внедрении процессов маркировки продукции, сертификации продукции, с организацией текстильных выставок, в том числе и за рубежом.
Помимо создания базовой инфраструктуры, центры «Мой бизнес» также ориентированы на гибкость в оказании разных форм господдержки с учетом новых реалий рынков. Например, компании Дарьи Соловьевой из Краснодарского края «Easy.gym» по пошиву спортивной одежды местный центр «Мой бизнес» помог с созданием своего сайта, аудитом, маркетинговыми исследованиями, а главное – в организации продаж на маркетплейсах (Озон, Беру, Wildberries). «Помимо развития бренда хочется производить крутой российский продукт. 70 квадратов моего цеха — это только начало, дальше у меня в планах чтобы это была фабрика», - поделилась Дарья Соловьева.
Уникальный бренд детской одежды «Перо сойки» по мотивам русских сказок появился благодаря тому, что врач-рентгенолог Марина Самаевой из Липецкой области благодаря ее участию в реалити-шоу «Мое дело», организованному центром «Мой бизнес». Уникальность ее линейки одежды заключается в орнаментах и аппликациях, которыми украшаются модели и которые создаются с участием педагогов и психологов. Марина стала получателем гранта «Легкий старт» в размере 600 тысяч рублей, разработала логотип «Перо Сойки» и при поддержке центра «Мой бизнес» открыла маленький цех, зарегистрировала товарный знак. Отшила первую партию и начала реализацию с социальных сетей. Но поначалу активного спроса не было. «Благодаря бизнес-миссии организованной центром «Мой бизнес» в Калугу на фабрику Bosco я увидела, насколько можно вырасти в сфере производства. Главное - не стоит опускать руки, даже толком не начав», – отмечает Марина.
Дважды финансовую господдержку через центр «Мой бизнес» в Калужского области получала и компания АО «ЭКОН» Татьяны Раецкой. Это инновационное предприятие, которое занимается разработкой и производством газоаналитической техники на основе твердых электролитов. «Первый грант мы получали еще в 2006 году от Фонда инноваций имени Бортника, а до этого финансовой поддержки от государства не было вовсе, - вспоминает Татьяна Раецкая. – Поэтому наши разработки длились очень долго. Но сейчас мы создали уникальные для России газовые анализаторы для измерения кислорода, а также СO2. Это импортозамещающая технология, сейчас анализаторы проходят промышленные испытания, затем получим сертификат». Очередной грант на коммерциализацию продукта, который планирует получить компания через «Мой бизнес» пойдет на продвижение нового продукта.
В этом году Минэкономразвития» анонсировала расширение программы «Мама-предприниматель», которая действует в большинстве регионов российской федерации. Ее выпускницами стали уже около 7000 женщин, для которых было проведено 255 тренингов, а победительницами конкурсов на получение грантов стали 247 человек.
Одна из них – основатель детского клуба «Кораблик» Анастасия Кошман из Камчатского края и мама четверых детей, получившая грант в 100 тыс. рублей. «Детский клуб «Кораблик» — это скорее социальный проект, направленный на развитие детей от 9 месяцев до 12 лет, а также их родителей, бабушек и дедушек, - говорит Анастасия Кошман. – Это семейный детский клуб, где родители сами выбирают какие способности развивать своему ребенку. Также взрослые могут принимать непосредственное участие вместе со своими детьми на различных мастер-классах, поездках и мероприятиях».
В этом году по программе «Мама-предприниматель» планируют обучить не менее 1500 участниц по всей стране созданию прибыльной идеи для бизнеса и финансовому планированию. В регионах программа пройдет в центрах «Мой бизнес», которые работают по нацпроекту “Малое и среднее предпринимательство”, с 1 мая по 1 октября. Тренинги будут направлены на основные направления развития бизнес-проекта и охватят темы: работа с мотивацией, генерация идей и формирование прибыльных гипотез, бизнес-план, портреты целевой аудитории и ее сегментация, маркетинг, экономика и точка безубыточности бизнеса. По результатам работы индивидуально и в группах участницы сформируют свои проекты и представят их экспертам.
«Мы запускаем обновленный проект «Мама-предприниматель». Это уникальная программа получает новый старт. Мы зарегистрировали на Министерство товарный знак Программы, также нами был пересмотрен состав партнеров. Теперь это исключительно российские компании. Обновлен и образовательный компонент - появились модули по востребованным компетенциям. Будет развиваться программа онлайн поддержки. Неизменным остается формат - это серия тренингов и грант на реализацию своих планов для победительницы каждого регионального этапа», – рассказала заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.