Разворот российской экономики «на Восток» и реализация сопутствующих инвестиционных проектов в регионах Сибири и Дальнего Востока невозможны без строительства соответствующей энергетической инфраструктуры.
Уже сегодня потребление на энергии на Дальнем Востоке растет быстрее, чем во всей остальной части России, отметил во время XV юбилейной конференции «Российская энергетика: новые грани развития», организованной «Ведомостями» заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс. Также увеличивается спрос на энергию в юго-восточной Сибири. И все это – на фоне накопленных ранее проблем, связанных с недоинвестированием. В министерстве уже планируют развитие дополнительной генерации – в частности строительство генерации мощностью около 700 МВт, которая будет распределять энергию в Забайкалье, Бурятию и Иркутск.
Строительство новых энергостанций и линий потребует 5-6 лет, поэтому нужно искать способы справляться с дефицитами энергопотребления уже сейчас, считает председатель правления «Системного оператора Единой энергосистемы» Федор Опадчий.
«Мы понимаем, где у нас есть точки необходимого развития энергосистемы. Но понимаем также, что будет некое торможение по подключению новых потребителей, и нам нужно искать способы справляться с такими дефицитами. Сетевое строительство основывается на уже оформивших техприсоединение потребителях – нет возможности развивать систему с запасом», - отмечает Опадчий.
Оперативно обеспечить потребителей необходимой энергией мог бы помочь такой механизм как управление спросом (demand response), поделился мнением во время конференции руководитель энергетического бизнеса Эн+ Михаил Хардиков.
«Мы предлагаем рассмотреть решения, которые уже давно внедрили в мире. Например, более активное использование demand response. Мы достигли пикового потребления (в Иркутской области – прим. автора) 23 января – 9321 МВт без холодного резерва. Думаю, есть огромное количество потребителей, кто был готов бы снизить потребление, договорившись о каком-то механизме. Да, это будет ценозависимое снижение потребления. Мы можем у себя его внедрить. Это потребует меньше инвестиций для того, чтобы покрыть растущий спрос», – выступил с предложением Михаил Хадриков.
Инструмент demand response предполагает перераспределение нагрузки или снижение энергопотребления потребителем на ограниченный период в обмен на вознаграждение. При этом потребитель не должен ничего дополнительно вкладывать со своей стороны, а только снижать нагрузку на сети в строго оговоренные часы
Для более активного развития энергосетей необходимо, чтобы государственные меры поддержки могли получать не только госкорпорации, но и частные компании, считает топ-менеджер Эн+. Кроме того, после введения зарубежных санкций в отношении России, компании вынуждены брать кредиты по повышенным ставкам в рублях, что также негативно сказывается на скорости развития энергоотрасли.
«Часто слышу, что господдержка предназначена только для госкомпаний. А мы налогов ежегодно платим не меньше, чем госкомпании, а где-то, наверное, и больше, – заметил представитель Эн+. – Меры господдержки нужны для того, чтобы создать новые инфраструктурные проекты и решить задачи, которые перед нами ставит государство. И отчитываемся за госфинансирование мы не хуже госкомпаний. Поэтому доступ к господдержке должен быть равным, и ресурсное планирование в этих условиях – рациональным и экономически обоснованным для всех», - сказал Хадриков.
Еще одним стратегически важным направлением работы является развитие кадрового потенциала, считает руководитель энергетического бизнеса Эн+. По его словам, этот вопрос должен решаться на государственном уровне. «Мы с иркутским политехом (ИРНИТУ – прим. автора) на протяжении 12 лет развиваем кадры для энергетики. Мы начали инвестировать в «Мульталабы», чтобы дети получали перспективные навыки. Им нужно обучать со школы, потому что сейчас там учатся те , кто придет на наше место»- подчеркнул он.