Пока дефицит федерального бюджета опережает прогноз на весь год, но Минфин надеется на нормализацию динамики поступления нефтегазовых доходов, на что указывает и их, уже начавшийся рост. Эксперты подтверждают преимущественную вероятность оптимистичного сценария.
Согласно опубликованным накануне предварительным данным Минфина, федеральный бюджет РФ в январе-апреле был исполнен с дефицитом 3,4 трлн рублей. Как сообщает «Интерфакс», таким образом, за последний месяц этот показатель вырос на 1 трлн рублей — с 2,4 трлн руб. по итогам первого квартала. И поскольку на год запланирован дефицит в размере около 2,9 трлн рублей, сейчас показатель опережает свой прогноз на весь год.
Доходы за январь-март оценивались Минфином в 5,677 трлн рублей. За четыре месяца они составили 7,782 трлн рублей. Это на 22% ниже объема поступлений за тот же период прошлого года и связано с сокращением нефтегазовых доходов.
Но если в январе-марте фиксировалось и снижение ненефтегазовых доходов (на 4%), то по итогам апреля они выросли год к году на 5% – до 5,5 трлн рублей.
Минфин объясняет это нормализацией динамики поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) после сокращения в январе. Указанная динамика, по его оценке, «вышла в устойчиво положительную область». Так, поступление НДС составило 3,439 трлн рублей, на 11% больше прошлогодних показателей (3,098 трлн рублей), налога на прибыль — 561 млрд рублей (снижение на 19,4% с 695 млрд рублей в январе-апреле 2022 года).
Нефтегазовые доходы, между тем, в январе-апреле продолжили сокращаться – на 52%, до 2,282 трлн рублей. Минфин связывает это с высокой базой прошлого года, снижением котировок цен на нефть Urals и сокращением объемов экспорта природного газа.
Но при этом ведомство отмечает, что «месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн рублей в год)».
Расходы в январе-апреле сложились на уровне 11,206 трлн рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 26%. По данным министерства, месячная динамика исполнения расходов с марта замедлилась (+3,9% г/г, в феврале она была +4,2% г/г) после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов.
Законом о бюджете доходы федерального бюджета в 2023 году запланированы в размере 26 трлн 130,3 млрд руб., расходы — 29 трлн 55,6 млрд руб., дефицит — 2 трлн 925,3 млрд руб.
Апрельские доходы бюджета составили 2,1 трлн рублей, уточняет информационное агентство.
Можно, кстати, предположить, что дефицит бюджета и заложен был ниже того, что было бы реалистичной оценкой. В статье свежего номера журнала «Эксперт» приводятся данные по дефициту бюджета в период Второй мировой войны в США. Так вот, там он составлял 12% ВВП в 1942 году, 27% в 1943-м и в два оставшиеся года — по 21%. Усиление финансовой роли государства позволило достичь кардинальной перестройки американской экономики, отмечается в публикации.
Впрочем, эксперты считают, что ситуация с бюджетом мало того, что не из ряда вон выходящая, но способна даже обернуться его профицитом в течение года.
Заметно дефицитный бюджет в первой половине года – это довольно обычная картина для России, отмечает ведущий аналитик компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. Тем более если речь идёт о сегодняшнем дне. Достаточно вспомнить, что в зимние месяцы российские экспортёры в спешном порядке решали проблемы с европейским самоотказом от нефти из РФ и навязанным другим странам потолком цен.
Прежде всего, указывает аналитик, проблемы возникли у бюджета: как при условно низких ценах пополнять доходную часть, как считать «серые» операции и т.д.? Но в апреле нефть Urals подорожала более чем на 22%, а некоторые поставки и вовсе пробили потолок. Кроме того, был установлен официальный разрешённый дисконт.
Соответственно, уверен Андрей Кочетков, уже в мае дефицит не должен быть столь впечатляющим, а, возможно, в летние месяцы бюджет даже станет немного профицитным. Хотя представить это в условиях множественных экономических стимулов и необходимых закрытых программ довольно сложно.
«Российские экспортные доходы в текущем году ниже прошлогодних, но и назвать их откровенно слабыми также невозможно. Главное, что бюджетный дефицит пока удаётся покрывать за счёт внутреннего рынка долга и резервов. При этом внешний долг неуклонно сокращается, а значит, проблемой для бюджета не является», – заключает Кочетков.
Дефицит бюджета удастся удержать на уровне прогнозных значений, уверен Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS. «Мне представляется, что несмотря на снижение нефтегазовых доходов, Минфину и правительству удастся удержать дефицит бюджета на уровне запланированных 3 трлн рублей. На мой взгляд, кумулятивный эффект высокой базы прошлого года и снижение цен на российскую нефть постепенно будет сходить на нет», – говорит он.
Однако с сокращением продаж природного газа уже ничего не поделать, считает эксперт, и на восстановление объемов рассчитывать не стоит, тем более что цена на газ в Европе снижается уже 23 недели подряд. «Как я уже неоднократно писал, восстановление нашей экономики лежит в плоскости ее структурной модернизации. Сама жизнь требует ухода от нефтегазовой зависимости и сосредоточения на создании высокотехнологических производств и развитии инфраструктуры», — отмечает Станислав Бовт.