Рубль продолжает рост на падающей нефти. Динамика фьючерсных контрактов на доллар говорит об игре спекулянтов на укрепление рубля. Аналитики же ждут стабильного курса
Рубль продолжает игнорировать обвал нефти, которая после вчерашнего более чем 5-процентного падения сегодня подешевела еще на 3,5%. При этом ближе к закрытию основных торгов на Московской бирже, рубль укрепился к доллару примерно на полпроцента.
«Тот факт, что цены на нефть идут вниз, а рубль укрепился после выходных, говорит, скорее, о том, что на майских праздниках активность импортеров заметно снизилась – это и оказало поддержку рублю. Также в некотором плане поддержку рублю может оказать и обсуждение странами ЕС и G7 возможности ограничения транзита товаров через Россию, что может привести к снижению импорта в РФ», – аргументировал «Эксперту» ситуацию на валютном рынке аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов.
Судя по характеру торгов, большие ставки на укрепление курса рубля делают валютные спекулянты. Сегодня фьючерсный контракт на курс доллара с расчетами 15 июня торговался на рубль (или примерно на 1,2%) дешевле, чем «живой» доллар. Обычно фьючерс стоит дороже, поскольку в цену будущих поставок доллара закладывается стоимость денег в экономике, то есть ключевая ставка ЦБ. Таким образом, сейчас июньский фьючерс должен был бы стоить как минимум на 0,7% дороже спотового доллара.
Такая ситуация говорит о том, что спекулянты ждут довольно серьезного укрепления курса российской валюты.
Однако большинство аналитиков не ждут значительного роста рубля. Маслов, в частности, считает, что рубль в ближайшее время будет находиться в коридоре 78,5–80,5 руб. за доллар и 86–89 руб. за евро.
Управляющий директор по инвестициям Управляющей компании ПСБ Андрей Русецкий в беседе с «Экспертом» был еще более категоричен.
«Факторы для существенных изменений динамики курса рубля в мае отсутствуют. Нефть может находиться под незначительным давлением в связи с замедлением роста экономики развитых стран, но при этом ОПЕК уже предпринимает действия для стабилизации цен. Проявления внутренних факторов в виде покупки или продажи валюты для резервов или повышенного спроса со стороны населения и экспортеров также не предвидится», – заявил он.
Старший аналитик УК «Первая» Владислав Данилов полагает, что средний курс рубля по отношению к доллару США во втором квартале будет находиться вблизи текущих уровней, отмечая при этом наличие некоторого потенциала укрепления рубля. Способствовать росту российской валюты может стабилизация цен на нефть, а также вероятное сокращение дисконта Urals к Brent, что повлияет на рост валютной выручки у российских нефтегазовых экспортеров. Кроме того, отметил он, ЦБ РФ и Минфин предпринимают усилия для снижения влияния сделок с нерезидентами на курс рубля и разрабатывают соответствующий механизм.
«Кардинально ситуацию на российском валютном рынке может изменить значительный рост цен на нефть. Тогда рубль перейдет в стадию роста по отношению к ключевым мировым валютам», – заявил «Эксперту» Данилов.
Однако может реализоваться и негативный сценарий, который, напротив, повлияет на дальнейшее ослабление рубля, предупреждает эксперт. Продолжение ужесточения денежно-кредитной политики мировыми ЦБ может привести к рецессии мировой экономики, снижению спроса на энергоносители, снижению цен на нефть и, как следствие, к снижению валютной выручки российских экспортеров.
Вопрос о вероятности спада мирового производства может проясниться в ближайшие дни, когда рынки отреагируют на заседание ФРС 3 мая и ЕЦБ 4 мая.
Наиболее «бычье» настроение в отношении рубля у аналитиков БКС. В своем обзоре эксперт компании Михаил Зельцер пишет: «Видится, что уже до лета доллар может просесть к следующей технической поддержке чуть ниже 78, а до начала II полугодия доллар временно может направиться поближе к 75».
Но все эти рассуждения может перечеркнуть очередное обострение геополитической ситуации, признаки чего уже наблюдаются. Пока непонятно, как поведет себя рубль в случае негативной ситуации. Возможно, многие инвесторы по традиции начнут искать защиту в долларе. Однако не исключено и встречное движение финансовых потоков: экспортеры могут начать сокращать свои валютные запасы, уходя в рубль, из-за рисков их заморозки.