Подведены итоги премии «Золотой сайт и Золотое приложение 2022». В этом году на соискание премии выдвинулось рекордное количество конкурсантов. Всего было заявлено свыше 500 работ.
История конкурса началась еще в 90-х при участии таких гигантов мировой IT-индустрии, как IBS, APC, Intel и Microsoft. Мы поговорили с одним из судей конкурса, Азатом Шайдуллиным. Азат - сооснователь Autozs.ru и веб-студии Barsweb.ru, член РАЭК/Клуба и Международной ассоциации предпринимателей и руководителей, лауреат Национальной Бизнес Премии, который принимал самое активное участие в формировании маркетплейсов в РФ, и знает, с чего начать и как развить успешный бизнес.
- Азат, как судья премии, расскажите, какие тренды и тенденции вы подметили в работах участников?
- На конкурс было представлено 500 работ в 50 номинациях – это около 10 проектов в каждой. Среди участников: Laplandia - крупнейший интернет-магазин женской и мужской премиальной верхней одежды; Спортмастер - самый крупный интернет-магазин по продаже спортивных товаров; ITOGO - интернет-магазин электроники и бытовой техники с фокусом на B2B-сегмент. Говоря о трендах, я бы отметил, что владельцы начали больше внимания уделять визуальному дизайну сайта, его эстетике, качеству шрифтового оформления, анимации, эмоциональному отклику от визуального стиля. Акцент идет и на юзабилити - удобстве использвания сайта, его функциональности, продуманности пользовательских сценариев и навигации. Все эти моменты вносят вклад в увеличение конверсии. Я понял это еще при запуске своего проекта - Autozs.ru - поэтому старался сразу создавать сайт максимально удобным для пользователя с возможностью постоянно его совершенствовать.
- Премия «Золотой сайт» - ключевой и старейший конкурс интернет-проектов, его жюри - звезды Рунета. Вы подходите под это определение уже потому, что создали крупнейший интернет-магазин автомобильных товаров. Но рискну предположить, что именно в 2022м вас пригласили благодаря вашей разработке - я имею ввиду систему аналитики и повышения ROI рекламы Яндекс.Директ. Расскажите о ней.
- Основным способом привлечения покупателей на тот момент была, и сейчас остается контекстная реклама Яндекс.Директ. Но обратить внимание клиентов недостаточно, нужно еще вычислить окупаемость канала рекламы, понять, насколько это выгодно. Главной проблемой было отсутствие инструментов подсчета и увеличения эффективности вложений, стандартные системы аналитики Яндекс.Метрики и Яндекс.Директа показывали только CPA - Cost Per Action, но это не информативно. На рынке тоже отсутствовали соответствующие готовые решения. Так я и пришел к мысли, что, если чего-то нет, нужно это создать. Образование в сфере IT позволяло мне это сделать. Так была разработана система аналитики и повышения ROI рекламы Яндекс.Директ, с помощью которой можно было определить прибыльные фразы и те, которые расходуют бюджет напрасно, и внести необходимые изменения. С внедрением данной разработки наш интернет-магазин смог повысить ROI бизнеса на 7%.
- Эта система аналитики вызывает большой интерес у ваших коллег и конкурентов. Если ваш бизнес повысил ROI на 7%, то как улучшились данные у других предпринимателей, внедривших систему?
- Данным решением я активно делился со своими коллегами - владельцами интернет-магазинов, которые, использовав систему в своем бизнесе, увеличивали продажи и рентабельность вложений в продвижение. Таким образом, я помог многим предпринимателям в сфере e-commerce улучшить показатели своего бизнеса и эффективно использовать рекламу Яндекс.Директ. Например, Бадмаев Доржи - сооснователь интернет-магазина Pitbikeclub.ru - смог нарастить выручку и рентабельность бизнеса на 5% после внедрения моей уникальной системы аналитики. Остальные предприниматели также улучшили показатели бизнеса, рентабельность выросла в среднем на 5-10%.
- Являясь сооснователем крупнейшего интернет-магазина Autozs.ru c 2012 года, вы видели, как развивался рынок e-commerce в России. Расскажите, как проходила эта трансформация?
- Я вижу 2 этапа развития. На первом - предприниматели создавали нишевые интернет-магазины, и каждый пытался продавать через собственные сайты, привлекая трафик и покупателей различными способами. Бизнесмены, которые выбрали более объемные ниши, были вынуждены развивать логистические решения: своя доставка, свои ПВЗ, крупные автоматизированные склады. И это второй этап, случившийся ввиду того, что покупатель требовал соответствующего сервиса, а компании на аутсорсе не могли дать его для такого объема продаж. Соответственно, откатав решения на собственном бизнесе, они предложили другим продавать свои товары на их площадке и пользоваться их логистическими решениями. Получился синергетический эффект: рост видели и продавец, и площадка. Покупатель же имел возможность заказать разные товары и получить их недалеко от дома в короткие сроки. Так и сформировались маркетплейсы в России.
- Ваш высокий уровень экспертности подтверждает членство в РАЭК. А в чем заключается ваш интерес по отношению к этому объединению?
- РАЭК – это ассоциация электронных коммуникаций, которая занимается формированием цивилизованного рынка, поддерживает проекты в отраслевом образовании и науке, развивает нормативно-правовое поле по защите интересов участников. Сегодня в РАЭК входит около 150 компаний, среди которых такие крупные игроки, как ВКонтакте, Ростелеком, Лаборатория Касперского и другие. Вступление в ассоциацию дает возможность оказаться на территории, где консолидируются мнения ключевых IT-игроков. Также мне хотелось получить ресурс, чтобы качественнее влиять на отрасль в области отстаивания интересов интернет-бизнеса, развития профессиональных компетенций у специалистов. Членство в РАЭК дает эту возможность.
- Также на отрасль влияют события, объединяющие игроков рынка, например, Премия Рунета или «СХ WORLD AWARDS», где вы были в числе судей. Какую обратную связь вы давали участникам?
- Премию Рунета - престижную национальную награду - вручают за выдающиеся заслуги компаниям-лидерам, государственным и общественным организациям, бизнес-структурам и отдельным деятелям, которые внесли значительный вклад в развитие российского сегмента сети Интернет. Для выбора победителей Премии Рунета приглашаются в состав экспертного совета ключевые деятели отрасли, которые имеют доказанные достижения. Они также должны обладать опытом судейства в аналогичных по значимости проектах, в их кейсах можно обнаружить авторские публикации в профильных изданиях или крупных СМИ, которые подтверждают их ключевую роль в системообразующей организации. Кроме того, экспертный совет не получает гонорар за свою работу, что подчеркивает независимость и объективность оценки проектов. Меня пригласили в жюри благодаря моей экспертности и высокой квалификации в сфере электронной коммерции, веб-аналитики, управления интернет-магазинами. Важно, что наш магазин – лидер рынка и мы активно внедряем инновационные методики в своей работе. В качестве судьи я старался быть максимально объективным и включенным, мне хотелось быть в диалоге с участниками, потому что обмен опытом - это бесценная возможность для каждого из них, которая может подтолкнуть бизнес к новому витку развития.
- Вам удалось несмотря на череду экономических кризисов построить успешный бизнес. Что помогло не сбавлять темпы роста?
- За время работы нам приходилось преодолевать несколько кризисов: в 2014-м году - падение курса рубля, в 2020-м – пандемия коронавируса. В текущей ситуации экономический кризис особо не повлиял на наш бизнес: поставщики находятся в Китае и России, а не в Европе, мы продолжаем с ними работать. Мы видим, что сейчас завозятся новые автомобили китайских брендов, и работаем над увеличением товарной матрицы для этих машин. Чтобы оставаться на волне, нужно чувствовать тренды, уметь предвидеть ситуацию, обладать хорошими аналитическими способностями – у нас это есть.
- Что вы посоветовали бы начинающим предпринимателям?
- Совет действующим бизнесменам прост - не занимайтесь ремеслом, стройте самостоятельный бизнес, который будет работать без Вас, ведь его можно потом продать. Давайте больше свободы действий сотрудникам, чтобы они становились самостоятельными. Сами учитесь и делитесь своими знаниями с другими. Начинающим предпринимателям я бы сказал следующее: помните про причинно-следственные связи. Так, хороший продукт и сервис - это причина, а деньги уже следствие. Поверьте, это лучшая долгосрочная стратегия.