Минфин сделал шаг к возвращению денег из-за границы

«Черный список» офшоров Минфина увеличится более чем вдвое за счет недружественных западных стран. Это решение может предшествовать еще одному или ряду других, затрагивающих российские компании, имеющие зарубежные активы.

Читать на monocle.ru

Ответ с (теми или иными) последствиями

В России более чем в два раза увеличится перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Перечень пополнится недружественными странами в количестве более полусотни.

Соответствующий приказ Минфина № 86н от 5 июня 2023 года опубликован на официальном портале правовой информации. Он стал ожидаемым ответом на февральское включение нашей страны в черный налоговый список Евросоюза (включает государства, с которыми европейцы не сотрудничают по налоговому законодательству).

Ряд ранее безупречных для ведения бизнеса стран теперь маркирован черной меткой, но это не просто зеркальный ответ. Налоговых льгот для российских компаний в большинстве из вновь включенных в список «офшорных» стран, конечно, нет. Но как с «раскрытием и предоставлением» финансовой информации, так и с сохранностью активов и пресловутым «деловым климатом» для нас там ныне весьма неблагополучно.

Приказ Минфина может породить и дальнейшие последствия. Ранее «Эксперт» уже писал о том, что летом 2023 года Россия может, в ответ на действия ЕС, приостановить действие соглашений о двойном налогообложении с теми странами, которые отнесены к недружественным (включены в «перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, российских компаний и граждан недружественные действия» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2022 года №430-р).

Такой жесткий ответ может повысить издержки для зарегистрированных за рубежом компаний с российскими активами, указывает журнал «Эксперт». Отметим, что в первую очередь, очевидно, это касается крупного, но также и среднего бизнеса, делающего прямые зарубежные инвестиции. Двойное налогообложение возникает, когда компания зарегистрирована в одной стране, а ее завод находится в другой.

На сегодняшний день, как напоминает агентство «Интерфакс», в перечне 40 офшорных зон, с 1 июля их количество возрастет до 91. В обновленный перечень Минфина включены страны Евросоюза, Великобритания, Швейцария, США, Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия.

Последствия зависят от дальнейших решений

Ранее Минфин и МИД России выступили с предложением к президенту РФ издать указ о приостановлении, до восстановления нарушенных прав России, действия соглашений об избежании двойного налогообложения со всеми странами, которые ввели против России односторонние экономические ограничительные меры. И, как считает генеральный директор аудиторской компании «НК-Профаудит» Наталья Кушнарева, скорее всего будут отменены соглашения/конвенции об избежании двойного налогообложения с недружественными странами. 

«Пока официально такая информация не озвучена. Если будут отменены, то да, налоги придется платить дважды. Каждое договаривающееся государство может прекратить действие соглашения/конвенции путем письменного уведомления по дипломатическим каналам о прекращении действия по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года. Если до 30 июня 2023 года будет указ президента, то с 01 января 2024 года такие приостановления вступят в силу», — отмечает эксперт.

Для нашего государства такая политика выгодна, уверена старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. Оно стремится повысить собираемость налогов в своей стране и борется с тем, чтобы средства не выводились за рубеж.

Сами по себе офшорные вопросы и двойное налогообложение — не одно и то же

К пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) необходимо подходить взвешенно, оценивая весь комплекс положительных и отрицательных последствий таких решений, отмечает председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. Нынешняя ситуация взаимоотношений с недружественными странами в этой сфере дает России все правомерные основания для приостановления СИДН с теми странами, которые применяют санкционные меры к российским компаниям и гражданам и компаниям с российскими корнями. 

«Однако решения о разрыве таких соглашений должны быть абсолютно индивидуальными, с глубоким анализом возможных последствий для российских предпринимателей и граждан, в том числе с учетом развития бизнеса с ныне недружественными странами после завершения кризисного периода. При этом надо иметь в виду, что вопросы о двойном налогообожении и офшорной форме организации управления крупного российского бизнеса — это разные вопросы, подлежащие отдельному самостоятельному решению», — говорит Владимир Гамза.

Остановить отток, просчитав и взвесив

Главная задача Минфина — остановить отток капитала, уверен Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute. 1 трлн долларов, ушедших из страны за последние двадцать месяцев, — это колоссальная цифра. «На мой взгляд, в текущей ситуации мы не можем больше позволить такой роскоши для бизнеса и для частных лиц, и в этой сфере надо наводить порядок», — говорит он. 

В то же время, уверен Николай Переславский, следует все просчитать и взвесить: а не ударит ли приостановка соглашения о двойном налогообложении по компаниям, которые стратегически важны для российской экономики? И не получится ли так, что бизнес вместо возврата в Россию переедет в дружественные страны? 

«Я думаю к этому вопросу надо подойти выборочно, не со всеми странами, а их 39, разрывать договор, а выборочно, и посмотреть, действительно ли это работает и какой будет эффект. Также я считаю, что нужен определенный временной лаг для адаптации бизнеса к новым условиям. Не следует забывать, что десятилетиями сложившеюся практику разрушить легко, а вот после окончания кризиса отношений восстановить будет не прост», — заключает аналитик.