Шольц пытается остановить бегство капитала из Германии, но не может

Деньги уходят из Германии уже не первый год, но при Шольце этот процесс приобрел угрожающий характер.

Читать на monocle.ru

Одной из главных задач канцлера ФРГ Шольца в экономике является остановить бегство из страны капитала (инвестиций), которое приняло в два последних года катастрофические размеры. В прошлом году немецкие компании вывели из ФРГ в виде инвестиций в другие страны, по данным Института немецкой экономики (GEI), более 135 млрд евро. Между тем, пришли в страну лишь 10,5 млрд евро. Вместо того, чтобы работать в Германии, эти немецкие миллиарды помогают развиваться экономикам США и азиатских государств. В Германии же тем времени, бьют тревогу немецкие экономисты, полным ходом идет фактическая деиндустриализация страны.

Конечно, федеральное правительство во главе с Олафом Шольцем не сидит, сложа руки. В июне канцлер присутствовал на церемонии подписания соглашения с Intel Corp о строительстве в Магдебурге 30-миллиардного завода по производству полупроводников. В мае он ездил в Дрезден на начало строительства компанией Infineon Technologies AG еще одного завода по производству чипов. Правда, если судить по смете – 5 млрд евро, этот завод будет значительно меньше магдебургского. В феврале Шольц долго хвалил руководство немецкого автопроизводителя ZF Friedrichshafen и американского производителя чипов Wolfspeed Inc., подписавших 3-миллиардный контракт на производство чипов для электромобилей.

Пытается переломить тревожную тенденцию вывода инвестиций и министр финансов Кристиан Линднер, лидер свободных демократов, которые считаются на политическом ландшафте ФРГ главными сторонниками бизнеса. Линднер планирует целый пакет мер, направленных на рост инвестиций малых и средних предприятий и компаний, связанных с выполнением больших задач в борьбе с изменениями климата.

Федеральное правительство разработало план по облегчению налогового бремени для компаний и домохозяйств приблизительно на 6 млрд евро в год. Речь в нем идет, в том числе, и о субсидиях компаниям, при помощи которых власти надеются ускорить процесс декарбонизации экономики и переход от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии.

Кроме этого, Кристиан Линднер пытается консолидировать бюджет после огромных расходов, связанных с коронавирусной пандемией и энергетическим кризисом.

Ошибочно считать, что правительство Шольца ничего не делает для того, чтобы развернуть поток инвестиций на 180 градусов и вернуть деньги в Германию и заставить их работать на благо немецкой экономики. Однако пока особыми успехами в этом очень важном деле власти похвалиться не могут.

В свое оправдание Олаф Шольц с министрами может сказать, что инвестиции потекли из Германии не с их приходом к власти, а значительно раньше: в 2014 г., например, превышение выведенных из ФРГ денег над инвестициями, пришедшими в страну, составило почти 85 млрд долларов, а в 2019 г. – ок. 97 млрд. В целом же, из 9 последних лет (2014-22 гг.) 8 из Германии больше денег выводилось, чем приходило. Противоположная картина наблюдалась лишь один раз – в 2020 году, да и в тот год приток инвестиций был совсем небольшой, всего лишь несколько миллиардов долларов.

С другой стороны, Олаф Шольц не может отрицать, что при нем это явление приняло угрожающие для первой экономики Европы масштабы.