Банкам запретили манипулировать с полной стоимостью кредитов и навязывать допуслуги

Под запрет подпадает также недобросовестная реклама кредитов, когда клиентов привлекают низкой процентной ставкой, не акцентируя внимание на условиях ее получения

Читать на monocle.ru

Госдума приняла закон, направленный против манипуляций с полной стоимостью кредита (ПСК) или займа, привлечения клиентов недобросовестной рекламой и навязывания дополнительных платных услуг. Большинство норм закона, вносящего поправки в ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты, вступит в силу через 180 дней после опубликования, норма о рекламе – через 90 дней, сообщили в пресс-службе ЦБ.

«Так, расширяется перечень платежей заемщика, которые банки и микрофинансовые организации должны включать в расчет ПСК. Закон относит к ним не только платежи, предусмотренные в кредитном договоре, но и другие, от которых фактически зависят условия кредита — ставка, срок и т.д. В частности, это может касаться страховки жизни и здоровья, выгодоприобретателем по которой является сам заемщик, или страховки автомобиля, выступающего залогом по кредиту», — пояснили в Центробанке.

Полная стоимость кредита теперь будет рассчитываться исходя из максимально возможной суммы платежей, если они зависят от поведения заемщика, например от оплаты каких-либо услуг или соблюдения определенных условий. Исключение предусмотрено только для кредитных карт — там заемщик увидит две ПСК: с учетом минимальной и максимальной ставки. Они, как правило, применяются в зависимости от причин использования карты: для покупок или для снятия наличных.

Кроме того, принятые поправки снижают риск навязывания дополнительных услуг и расширяются возможности отказаться от них. Так, кредитор будет обязан направить клиенту уведомление с перечнем услуг, на которые тот дал согласие, и предельным сроком для отказа, который увеличился с 14 до 30 дней. Услуги, не связанные с кредитом, но проданные вместе с ним, должны будут оформляться отдельным заявлением. 

«Подпадает под запрет недобросовестная реклама кредитов и займов, когда кредиторы привлекают клиентов низкой процентной ставкой, но не акцентируют внимание на условиях ее получения. Чтобы исключить такую практику, за кредитором закрепляется обязанность в рекламе, на сайте, в мобильном приложении и офисе указывать рядом со ставкой диапазон значений ПСК таким же шрифтом», — добавили в ЦБ.