Власти Бразилии последовательно выступают за отказ от доллара, соседняя же страна и одна из крупнейших экономик Латинской Америки и так испытывает острый дефицит долларовой ликвидности, уже начал восполнять его юанем.
Как заявил бразильский министр финансов Фернанду Аддад, Бразилия предложила Аргентине использовать юань в качестве гарантийного инструмента в двусторонней торговле. Таким образом, передает ТАСС, китайская валюта может заменить для этих двух стран американскую, используемую до сих пор. Гарантом по торговым операциям будет выступать государственный банк Banco do Brasil.
«Мы уже направили аргентинскому правительству предложение о гарантиях бразильского экспорта в юанях со стороны Banco do Brasil», — сказал он в ходе пресс-конференции. Как уточнил министр, речь идет о том, чтобы государственный банк Бразилии выступал гарантом по торговым операциям. По словам Аддада, такая схема обеспечивает интересы национального бизнеса и удовлетворяет требованиям регулятора.
Как напоминает издание, в конце апреля министр экономики Аргентины Серхио Масса сообщил, что в условиях ограниченных долларовых резервов страна использует предоставленный Китаем своп для оплаты импорта в юанях, а не долларах. А в июне Буэнос-Айрес впервые использовал юани для оплаты долга перед Международным валютным фондом.
Переход торговли ряда стран на китайские юани — это логичное продолжение политики КНР по сокращению зависимости от доллара, как самого Китая, так и его партнёров, уверен ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков.
За последние пару десятилетий, говорит он, Китай стал основным торговым партнёром Латинской Америки. Наиболее тесные связи были установлены с Венесуэлой и Бразилией. Однако на этом торговые интересы КНР не заканчиваются. Аргентина играет значимую роль на мировом продовольственном рынке. Соответственно, КНР заинтересована не только в наращивании экспорта в эту страну, но и в увеличении импорта продовольствия для обеспечения собственной безопасности.
Поскольку Буэнос-Айрес испытывает определённые затруднения в получении долларовой наличности, то юань становится одним из способов преодоления финансовых проблем. В частности, напоминает аналитик, Пекин предоставил свопы в юанях, которые Аргентина уже использовала для оплаты своих долгов перед МВФ.
Также Аргентина может стать одним из крупнейших получателей китайских инвестиций в рамках стратегической инициативы «Один пояс — один путь». Соответственно, юани становятся более доступной валютой для Буэнос-Айреса и перевод торговли с соседними странами в эту валюту выглядит логичным, тем более, что Бразилия также наращивает свои экономические связи с Китаем.
Для самого Китая подобное развитие ситуации будет способствовать расширению зоны использования юаня и повышение геополитической роли в мире, говорит Андрей Кочетков. То есть инвестиции в инфраструктуру, энергетику и другие сферы латино-американских стран, это также инвестирование в собственное развитие КНР.
Конечно, отмечает аналитик, подобные действия вызывают недовольство в Вашингтоне, но экономический «пряник» Пекина пока превосходит в своей привлекательности «кнут» Вашингтона. Поэтому Аргентина будет далеко не последней страной, которая переведет часть своей внешней торговли в китайскую валюту. К тому же её использование позволит обходить различные санкционные вопросы с другими странами, включая РФ.
Так или иначе, уверен эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер, никакого влияния от данной новости на рынки не ожидается. В Аргентине кризис, страна в состоянии постоянного дефолта, а на октябрьских выборах президента может занять пост главы оппозиционный политик, и у него есть предложения даже по полной долларизации системы.
Слишком много неизвестных, а объемы двусторонних связей, что предлагаются Бразилией перевести с доллара на юань, для международного рынка расчетов незначительные, добавляет эксперт. Хотя Аргентина — один из первых кандидатов на расширение БРИКС, и странам группы было бы выгоднее рассчитываться в дружественных валютах.
Юань уже стал намного доступнее доллара, поэтому именно китайская валюта активно набирает популярность и становится инструментом финансового противостояния для антизападной коалиции, отмечает политолог, руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов. Юань выглядит привлекательным на фоне доллара и евро, которые находятся в зоне инфляционных рисков и экономической рецессии одновременно.
Но, несмотря на это, уверен политолог, основные плюсы юаня лежат в политической плоскости, а не экономической, как и курс на дедолларизацию - это скорее протест на «вредную» политику США, а не экономическая необходимость.