Европа все больше отстает по развитию чистой энергетики не только от Китая, но и от США.
Зеленый переход, замена ископаемых видов топлива на возобновляемые источники энергии, превратился в гонку между Европой, претендующей на лидерство в создании зеленой энергетики, США и Китаем. Несмотря на нескрываемые амбиции Брюсселя Старый Свет пока в ней явно отстает. Причем, не только от США в области зеленой политики и законотворчества, но и от Китая в области зеленых инвестиций, утверждает Oil Price. У США, например, есть байденовский «Закон о снижении инфляции (IRA)», принятый почти год назад, а у объединенной Европы никакого похожего закона до сих пор нет. Что же касается инвестиций в зеленую энергетику и зеленые технологии, то в финансовой сфере Европа сильно отстает от Китая и со дня на день начнет отставать и от КНР.
IRA считается на данный момент самым передовым в климатической сфере. Согласно этому закону компании, занимающиеся зелеными проектами и разрабатывающие чистые технологии на территории Америки, могут рассчитывать на миллиарды долларов в грантах и других видах помощи, а также в виде налоговых льгот. Не удивительно, что в сектор за год, прошедший с его принятия, хлынули миллиардные инвестиции. В будущем компании, занимающиеся зелеными проектами, могут смело рассчитывать на десятки и сотни миллиардов инвестиций. Комбинация IRA и 108-миллиардного Закона об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места (BIL), принятого в 2021 году, сделала США очень конкурентоспособными в переходе к возобновляемым источникам энергии и чистой энергетике. Главным конкурентом Вашингтона в «зеленой» гонке сейчас является не Брюссель, в котором очень много говорят о «зеленом» будущем Европы, но делают недостаточно много; а Пекин. Старый Свет все больше отстает в этой гонке, по мнению экспертов, не из-за отсутствия желания или интереса к климатическим вопросам, а из-за недостатка инвестиций и проблем с координацией усилий в этой сфере. Последняя проблема только кажется незначительной. На самом же деле она сильно тормозит зеленый переход в Европе, потому что необходимо координировать действия почти трех десятков членов Евросоюза и еще двух десятков государств, не входящих в ЕС. Между тем, у всех этих стран разные экономики, финансовые возможности и далеко не всегда совпадающие интересы и задачи.
«Все сильно изменил IRA, который принес в сектор огромные деньги,- считает евродепутат от немецких Зеленых Никлас Ньенаб.- В этом вопросе мы сильно отстаем».
На данный момент ЕС стремится разработать 40% «зеленых» технологий к 2030 году на территории континента. Еврокомиссия попросила выделить на эти цели дополнительно 10,9 млрд долларов, а также привлечь в сектор 174 млрд частных инвестиций. Это вдвое меньше 382 млрд, которые вкладывают в зеленый переход в США только по одному IRA.
У Европы очевидные и организационные проблемы. Похоже, она лишится двух лидеров зеленого перехода на континенте: исполнительного заместителя председателя ЕК Франса Тиммерманса, отвечающего в объединенной Европе за все, что связано с климатом и «зелеными» преобразованиями, который покидает свой пост, чтобы попытаться стать новым премьер-министром Нидерландов; а также министра по экологическим преобразованиям и демографическим проблемам Испании Терезы Рибера, которой, вполне вероятно, не найдется места в новом правительстве королевства.
Явное отставание ЕС в «зеленой» политике может сделать Европу сильно зависимой от китайских «зеленых» технологий, пока она не сумеет разработать собственные. Согласно исследованиям почти половина «зеленых» инвестиций на планете в прошлом году была сделана в Китае. Пекин вложил в 2022 году 546 млрд долларов во все, что связано с зеленым переходом, начиная от производства ветровой и солнечной энергии и заканчивая электромобилями и батареями к ним. Это почти в 4 раза больше «зеленых» инвестиций в США (ок. 141 млрд долларов). ЕС, кстати, по этому показателю уступал в прошлом году со 180 млрд долларов «зеленых» инвестиций только Поднебесной. Однако уже в этом или следующем году Америка легко обойдет Старый Свет по объему инвестиций в зеленый переход благодаря IRA, который привлекает в сектор частные инвестиции на десятки миллиардов долларов.