Цена дизельного топлива на бирже ускорила рост, снова поставив очередной рекорд цен. Это влечет за собой новые цены и на бензоколонках. Регулирование происходит в пассивном ключе или, как в случае с демпфером, только подстегивает рост. Улучшения ситуации для автомобилистов и других потребителей эксперты ждут примерно к концу года. Впрочем, авиакеросин на бирже заметно подешевел.
Стоимость дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по итогам торгов понедельника обновила очередной рекорд.
Так, дизельное топливо по территориальному индексу Европейской части России подорожало в понедельник на 1,39%, до 71 047 рубля за тонну. Это уже седьмое рекордное значение по итогам торговых сессий с начала сентября. А за август его цена выросла на 18,5% — еще 31 июля она была ниже 57 тысяч рублей за тонну.
Стоимость бензина марки Аи-92 также обновила рекорд и выросла на 0,99%, до 67 602 рублей за тонну.
Правда, бензин Аи-95 чуть подешевел после нескольких дней рекордного роста: цена снизилась 0,52%, составив 76 395 рубля за тонну.
Сжиженные углеводородные газы (СУГи) подорожали на 0,46%, до 29 300 рублей за тонну.
Стоимость мазута по итогам торгового дня снизилась на 0,54%, до 35 736 рубля за тонну, а авиакеросина — на все 7,11%, до 66 195 рублей за тонну.
Эксперты объясняют рост цен на топливо принятием закона о корректировке топливного демпфера. Благодаря ему на 50% сокращаются выплаты по демпферу в период с 1 сентября этого года до 31 декабря 2026 года — как за бензин, так и за дизельное топливо.
Но что в итоге? Сокращение бюджетных выплат нефтяным компаниям повлечет за собой дальнейший рост оптовых цен на топливо и убыточность торговли на независимых АЗС.
«Зачастую говорят,, что в Европе цены на топливо еще выше, – замечает основатель и директор компании АльфаБрокерс.рф Владислав Бурбеев. – С этим поспорить сложно. Но на старом континенте есть прямая корреляция цены на сырую нефть и конечный продукт. В нашей стране я не помню, чтобы цены на бензоколонках существенно падали бы вниз, даже когда в ковидный год нефть торговалась по отрицательной цене».
Поэтому, указывает эксперт, водителям дизельных внедорожников придётся привыкать к новым ценам или переходить на газ. «Для всех нас это означает медленный рост цен в перспективе буквально на все. В первую очередь на продукты питания и товары народного потребления, недвижимость и перевозки. И хотя правительство вводит ограниченные меры, цены на топливо продолжают расти, увы, не только на бирже», – констатирует Владислав Бурбеев.
На биржевом рынке цены на бензин и дизель который раз за год обновляют максимальные уровни, и ситуация уже начинает опускаться в розницу: АЗС увеличивают отпускные цены, отмечает управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. Все это обусловлено наложением друг на друга целого ряда факторов.
В их числе, по её словам, выгодность поставок нефтепродуктов за рубеж по сравнению с внутренним рынком. Отсюда дисбаланс спроса/предложения. Плюс, сказывается ослабление рубля, сокращение вдвое с сентября выплат по топливному демпферу, а также осенний ремонт на НПЗ.
«Мы считаем, что по мере завершения спроса на топливо со стороны аграриев, ситуация может развернуться в обратную сторону. Демпферный механизм и лимиты по продажам на бирже, плюс отслеживание ценообразования всех цепочек поставок со стороны ФАС – все это сыграет наконец свою роль, но скорее ближе к концу года», – полагает Екатерина Крылова.
Цены на автомобильное топливо растут в том числе и на фоне высоких цен на нефть на мировых рынках, указывает, в свою очередь, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Раньше эта взаимосвязь частично компенсировалась демпферным механизмом, но с 1 сентября выплаты по демпферу будут сокращены вдвое, что усиливает повышательное давление на цены.
Вероятно, предполагает Игорь Галактионов, рынок ждет новая корректировка налогового механизма с целью ограничить рост цен. Стоимость топлива традиционно является достаточно чувствительным местом для населения, поэтому вряд ли ситуация будет оставлена без должного внимания.