В Минфине уверены, что предпосылок для массовой конфискации активов россиян за рубежом нет.
Директор департамента контроля за внешними ограничениями Минфина Дмитрий Тимофеев высказал мнение об отсутствии значительных угроз конфискации иностранных активов россиян по причине наличия сопоставимых иностранных активов в РФ, а также — большой роли России в международной торговле, прежде всего, сырьевыми товарами.
«Объем активов, который есть иностранных в РФ, существенный и большой, сопоставимый. Поэтому есть шанс, так скажем, на то, что, во-первых, и санкции не пойдут по очень жесткому сценарию, и массового отъема собственности так и не случится. Я не хочу, чтобы это звучало как гарантия, я просто свои рассуждения озвучил», — передает ТАСС слова Дмитрия Тимофеева в ходе дискуссии «Конфискация российских активов: пределы обострения» на площадке клуба «Валдай».
«У России очень большая роль на сырьевых рынках, — продолжил свою мысль директор департамента. — Это нефть и газ, который Европа продолжает потреблять, это уран, металлы, удобрения и, кроме того, даже то, что Россия — крупнейший поставщик продовольствия на мировом рынке», — сказал Тимофеев.
Он отметил, что жесткое ограничение таких поставок способно вызвать в западных странах массовое недовольство, что «не позволяет Западу пойти на жесткий сценарий. Одно дело заявлять, другое дело делать. Это чревато для глобальной экономики. Недовольных будет много».
В связи с этим можно напомнить, что в сентябре агентство Bloomberg со ссылкой на главу эстонского МИД Маркуса Цахкна сообщило о планах Таллина первым в ЕС легализовать конфискацию российских подсанкционных активов. В ответ на это официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия даст незамедлительный и крайне жесткий ответ Эстонии в случае реализации Таллином угрозы конфискации российских активов и передачи их Украине.
Страна будет рассматривать любые попытки изъятия российских активов как «вопиющее нарушение всех известных правовых норм, неприкрытое посягательство на суверенную собственность», — подчеркнула она на полях ВЭФ-2023.
Напомним также, что весной прошлого года среди деловых аналитиков распространялись порой панические рассуждения, где из предположительных посылок следовали выводы, воспринимавшиеся уже как факты, и эта воображаемая цепочка приводила к конфискации всего и вся российского за рубежом. Особенно обострились такие слухи в недолгий период, когда решался вопрос об одном из траншей по погашению внешних российских обязательств, препятствия чему чинил минфин США.
«Дефолт, конфискация — сначала государственных, а затем и частных активов россиян», — можно было услышать и прочитать у комментаторов. Забыли об этих рассуждениях сразу, как только стала ясна их несостоятельность.
Наиболее правильным, уверен ведущий аналитик управления анализа рынков «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков, было бы говорить о том, что манипуляции с российскими активами в странах условного Запада способны девальвировать доверие к современной системе международных финансов. По сути, этот процесс уже идёт, но при конфискации он существенно ускорится. Сегодня тихое недоверие к основным валютам выливается в то, что многие страны избавляются от своих вложений в европейские и американские облигации.
К примеру, Китай перестал реинвестировать средства в американские казначейские обязательства, а вместо этого покупает золото. За последние 10 месяцев инвестиции в данный металл превысили 217 тонн, и это далеко не предел. В значительных объемах «сливает» американские гособлигации и Саудовская Аравия. В плане международной торговли также наблюдается тенденция сокращения использования евро и доллара во взаимных расчётах. В BRICS поговаривают о создании новой резервной валюты на основе золота.
Соответственно, указывает Андрей Кочетков, если конфискация активов такой страны, как РФ, которая является постоянным членом Совбеза ООН, возможна, то это будет возможно и в отношении любой другой страны. Поэтому, при всей частоте разговоров на эту тему, конкретных шагов пока нет. Есть заморозка, но и она оказывает разрушительное воздействие на доверие к основным валютам.
Естественно, что речи о каком-либо полном прекращении импорта из РФ также быть не может. Если исключить сферу услуг, то экономика РФ будет играть далеко не последнюю роль в мире. Её промышленный ВВП может составить 6%-7% от мирового. При этом в отдельных отраслях доля РФ может исчисляться десятками процентов.
В одной только сфере нефтяного экспорта РФ — это второй крупнейший поставщик. И если развитые страны не хотят получить нефть по 200 с лишним долларов за баррель, то таких действий не будет, говорит Андрей Кочетков. Можно даже не вспоминать, что РФ является крупнейшим поставщиком удобрений и пшеницы. Блокировка такого экспорта неизбежно приведёт к резкому повышению цен на соответствующую продукцию и дестабилизацию ситуации в десятках стран, заключает аналитик.
«Очевидно, — отмечает политолог, руководитель группы «Влияние» Никита Донцов, — что сами европейцы не полностью разделяют активность своих политиков и чем больше будет нарастать народное недовольство, тем меньше антироссийских активностей будет происходить от политиков. Мы уже видим, как уровень антироссийской риторики ослаб в странах западной Европы, вероятно, этот тренд дойдет и до восточно-европейских стран».