S&P 500: на пороге ключевых событий сентября

Вчера основные индексы США закрылись в минус, а казначейские облигации переписали многолетние максимумы доходности. Рынок готовился к сегодняшнему решению ФРС по ключевой ставке, которое успел омрачить взлет цен на нефть.

Читать на monocle.ru

Хотя основное решение сегодняшнего заседания ФРС, казалось бы, было известно еще вчера, это не отменило связанной с ним неопределенности. Согласно данным CME, подразумеваемая срочным рынком вероятность того, что ставка сохранится на прежнем уровне (5,25-5,5%), колебалась в районе 99%. Но риторика ФРС и ее председателя Джерома Пауэлла имела шансы оказаться неожиданной, а главное – появились новые факторы, вносящие хаос в прогнозы.

Решение уравнения, над которым бьется регулятор, должно включать устойчивое снижение инфляции, обеспеченное высокими ставками, но при этом те должны не сильно повредить ВВП. Оптимальной считается «мягкая посадка» – возвращение к таргету по темпу роста потребительских цен (2%) без сваливания экономики в рецессию.

На это в последнее время и рассчитывал рынок, хотя, исходя из исторического опыта самой ФРС, сомнения в исполнимости такого сценария выглядят достаточно обосновано. В том числе и потому что переменные в уравнении, решаемом денежными властями, влияют друг на друга – и не всегда напрямую.

Вчера об этом напомнила рынку нефть, взлетевшая до новых максимумов с начала ноября: $95,94 за баррель Brent и $92,41 – за WTI. Рост цен на энергоносители одновременно повышает инфляцию и сдерживает экономику. Ужесточение денежно-кредитной политики в таких условиях меньше бьет по темпу роста потребительских цен и сильнее – по ВВП.

Снижение ставок тоже не вариант. Это, с одной стороны, ведет к проблемам с инфляцией, а с другой, улучшив ситуацию в экономике, только подстегнет рост нефтяных цен. В том же направлении будет действовать и вероятное в таких условиях ослабление доллара. С подобным США уже сталкивались – повторения ФРС не желает.
И вчера Bloomberg просто не мог не сообщить рынку, что рост цен на нефть – проблема для сценария «мягкой посадки». Он напомнил, что подорожание энергоносителей сыграло свою роль, когда США погружались в рецессию в 1970-х, 1980-х и начале 1990-х годов.

Вероятно, сейчас такая угроза приведет не к той же реакции, что полвека назад, когда ФРС быстро снижала ставки. Скорее, наоборот. А значит такой же инфляции, как в 1970-х – начале 1980-х, может и не быть. Но экономический спад сейчас способен оказаться глубже.

Сильные данные с рынка труда долгое время позволяли ФРС не беспокоиться о потребителях, но теперь картина начинает меняться. При этом, по данным ФРБ Сан-Франциско, избыточные сбережения домохозяйств, накопленные во время пандемии, будут исчерпаны уже в этом квартале. Возобновление выплат по студенческим кредитам в октябре тоже ограничит расходы.

Вчера свежие данные показали, что строительство новых домов в США упало до самого низкого уровня с июня 2020 года. Это подчеркивает снижение доступности жилья.

«Резкий спад вызывает беспокойство, поскольку жилищное строительство было одним из столпов экономики, которая держалась намного лучше, чем ожидалось, - цитировал вчера Bloomberg директора по инвестициям Independent Advisor Alliance Криса Заккарелли. – Если окажется, что это первая трещина в пуленепробиваемом потребителе, то нарратив об экономике, невосприимчивой к быстрому повышению процентных ставок, может измениться на экономику, которая уязвима и подвержена рецессии».

Есть и другие факторы, действующие в том же направлении. Уже в конце этой недели имеет шансы разрастись забастовка на заводах General Motors, Stellantis и Ford – достичь соглашения пока не удается. Если встанет тройка ведущих автопроизводителей США со всеми их контрагентами, поставщиками и потребителями, то удар по ВВП будет заметным.

Еще одно потрясение – приостановка работы правительства с начала октября из-за несогласованности финансирования. Если демократы и республиканцы не договорятся, что очень вероятно, это тоже грозит потерей темпов роста. Все-таки остановится заметная часть государственной машины. Это затруднит работу ФРС не только в плане удара по ВВП, но и из-за неизбежных сбоев в сборе статистики.

Неудивительно, что казначейские облигации США вчера шли вниз, а их доходность, соответственно, вверх. У 5- и 10-летних бумаг она вышла на максимумы с 2007 года. Снижались и фондовые индексы.

И только к вечеру, когда цены на нефть резко откатились от многомесячных максимумов, даже уйдя в минус, акции не менее мощно отскочили от минимумов дня. Но все равно основные индексы США так и не смогли выйти из «красной зоны»: Dow Jones Industrial Average потерял 0,31%, S&P 500 – 0,22%, а Nasdaq Composite – 0,23%.
«Если мы не увидим значимого экономического спада, инфляция, скорее всего, будет падать медленно и нелинейно, – говорила вчера Bloomberg портфельный стратег New York Life Investments Лорен Гудвин. – Другими словами, чтобы ФРC снизила ставки следующим летом, как ожидает рынок облигаций, необходима рецессия».