Автопром: Китай отдохнет

В августе 2023 года объем выпуска легковых автомобилей в РФ увеличился в два раза. В дальнейшем, уверены эксперты, наши машины вполне могут потеснить «Китай».

Читать на monocle.ru

«Нужна своя платформа, свои объемы комплектующих» 

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), производство легковых автомобилей в РФ в августе 2023 года увеличилось в два раза по сравнению с августом 2022 года. Показатель составил 49,6 тыс. единиц. При этом по отношению к июлю 2023 года выпуск машин вырос на 20,7%. Как говорится в материалах ведомства, в общей сложности за восемь месяцев текущего года было произведено 294 тыс. легковых автомобилей. Это на 9,6% меньше, чем годом ранее.

Позитивную динамику продемонстрировали и другие сегменты отечественного авторынка. Так, выпуск грузовых автомобилей в августе увеличился на 19,8% по сравнению с августом 2022 года и достиг 13,3 тыс., а по сравнению с июлем 2023 года - на 7,3%. Всего за восемь месяцев 2023 года произведены 101 тыс. грузовиков, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

В августе 2023 года производство автобусов массой более 5 тонн возросло на 12,5% по сравнению с августом прошлого года, до 1,2 тыс., а по отношению к июлю этого года - на 23,3%. В январе - августе текущего года выпущено 8,4 тыс. таких автобусов, что на 7,7% больше, чем годом ранее. Производство автобусов массой менее 5 тонн в августе выросло на 86,3% - до 2 тыс. шт. (+19,2% к июлю 2023 года). Всего за восемь месяцев этого года выпущено 13,1 тыс. автобусов этой категории, что на 76,9% больше, чем за январь - август 2022 года.

В 2022 году некоторые из показателей промышленного производства в России упали, причем особенно сильно это затронуло легковое автомобилестроение, напоминает политолог, руководитель группы «Влияние» Никита Донцов. Поэтому сейчас рост выглядит весьма значительным, но во много это эффект низкой базы 2022 года. 

Тем не менее, заявил в интервью «Эксперту» зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов, очевидно что рынок легковых автомобилей меняется. «Не вижу особого смысла что то менять в отношении импорта привычных иномарок, везут и пусть везут. Но конечно надо думать чем и как заместить мощности по сборке которые были созданы в рамках программы Минпромэнерго 2005 года «Инвестиции вместо импорта». Нет особого маркетингового смысла опрокидывать сознание в прошлое и называть все заново “москвичами”», - полагает он.

Гораздо интереснее, полагает Станислав Наумов, вспомнить опыт создания Ё-Мобиля. «Хороший же был проект, можно было бы поощрять такие разработки, уверен, что они никуда не пропали. Китайский автопром это реальность данная нам в ощущениях. В любом случае надо поддерживать баланс между импортом готовых машин и локализацией как минимум крупноузловой сборки в регионах где есть готовые мощности и квалифицированные трудовые ресурсы. Но я бы упор делал на проектах где будет востребована продукция наших металлургов. Нужна своя платформа, свои объемы комплектующих. Депутаты точно должны ездить на таких машинах», - заключает депутат Госдумы.

Мы увидим рост потребления продукции отечественного автопрома 

Есть несколько общих факторов, которые можно учитывать при сравнении российских и китайских автомобилей, пришедших на наш рынок, отмечает CEO компании Stekbike Илья Сильницкий. Во-первых, поясняет он, российские автопроизводители предлагают более доступные цены, что может быть привлекательно для покупателей с ограниченным бюджетом. Во-вторых, российские автомобили могут предлагать хорошие технические характеристики, особенно в сегменте внедорожников и грузовиков. 

В прошлом российские автомобили имели репутацию ненадежных, затем в годы стагнации позиции российского автопрома вообще сильно сдали. Во многом, уверен эксперт, это происходило благодаря целенаправленному продвижению на рынке России европейских, американских и японских автомобилей, как качественных и долговечных – в противовес российским авто с иным реноме. 

В последние годы многие производители активно работают над повышением качества своих автомобилей и возвращением утраченной за годы стагнации автомобильного рынка России репутации: разрабатываются новые модели, строятся новые производственные площади. Также предпринимаются попытки восстановления классических советских брендов – например, «Москвича» и «Волги». Вполне возможно, предполагает Илья Сильницкий, что в ближайшие годы мы увидим рост потребления продукции отечественного автомобилестроения. 

Впрочем, признает эксперт, у китайских автомобилей есть несколько преимуществ: у них более современный дизайн и больше функций, что часто делает их более привлекательными для покупателей. Их производится намного больше, китайцы попросту выигрывают «числом». Кроме того, китайские автомобили производятся, в том числе, на российских автомобилестроительных заводах. 

«В целом, – указывает Илья Сильницкий, – конкуренция между российскими и китайскими автомобилями зависит от конкретной модели и сегмента рынка, на котором они представлены, но китайские модели часто более качественные, китайские производители предлагают больший модельный ряд и хорошую поддержку. Кроме того, от ставшего второй натурой менталитета так просто не откажешься. Многие в России до сих пор считают, что всё, произведённое за рубежом, качественней, чем то, что делаем мы».