Если бы не продолжающийся кризис в строительной отрасли, рост экономики КНР в июле-сентябре легко превысил бы 5%.
Лето оказалось для китайской экономики далеко не таким ужасным, как пытаются изобразить на Западе, описывая, как Поднебесную охватил едва ли не экономический кризис. В третьем квартале рост второй экономики планеты составил 4,9% по сравнению с тем же периодом времени прошлого года. При подсчете роста за год китайская экономика в третьем квартале прибавила 5,3%. В апреле-июне годовой рост был значительно ниже – 2%. ВВП, согласно данным Национального бюро статистики (NBS), вырос в квартальном выражении на 1,3%.
В Пекине справедливо считают данные за третий квартал вполне удовлетворительными. Экономисты объясняют показатели действием правительственной поддержки: власти и государственные банки залили инфраструктуру и особенно строительство новых заводов и фабрик инвестициями. Результаты были бы значительно выше, если бы не кризис в строительной отрасли, далеко не первый квартал тормозящий всю экономику Поднебесной. Пока все меры, предпринимаемые правительством, не дают особых результатов.
В июле-сентябре выросло производство практически всех товаров, начиная от химической промышленности и заканчивая выпуском электромобилей. Конечно, в Пекине не отрицают наличие проблем, которые присутствуют в экономике уже полтора года. Особенно отчетливо они видны в строительной отрасли на падении продаж квартир. Кроме рынка недвижимости и строительной отрасли, тормозит рост и огромный госдолг, который растет уже полтора десятилетия. Низкий спрос на товары и услуги поставил экономику на грань дефляции. Потребительские цены в сентябре, кстати, оказались такими же, как год назад, а цены производителей в целом даже несколько снизились. Правда, снизившиеся весной расходы потребителей стабилизировались летом. Розничные продажи в сентябре выросли на 5,5% по сравнению с сентябрем 2022 года. В августе годовой рост розничных продаж был 4,6%.
Пекин выбрал для лечения экономики знакомое лекарство и продолжил крупные вливания в экономику, начатые во время коронавирусной пандемии. Долг провинциальных властей за первые 8 месяцев года вырос на 4,2% в годовом выражении, а по сравнению с январем-августом 2019 г. – на 59%.
По словам заместителя NBS Шен Лайюня, представившего итоги третьего квартала на пресс-конференции в Пекине, за три квартала этого года китайская экономика заложила «прочный фундамент» для дальнейшего роста. Однако он предупредил, что «внешние условия становятся все сложнее, а внутренний спрос остается неудовлетворительным…»
Главной проблемой китайской экономики продолжает оставаться строительная отрасль, которая еще не так давно по праву считалась одним из локомотивов всей экономики. Продолжающееся уже два года снижение цен на жилье, составившее 16% по сравнению с августом 2021 года, привело к банкротствам застройщиков, включая и очень крупные строительные компании. Инвестиции в строительный сектор за 9 месяцев 2023 года снизились в годовом выражении на 9,1% в то время, как инвестиции в инфраструктуру за тот же период увеличились на 6,2%.
Целью усиленного строительства новых фабрик и заводов было создание рабочих мест, а также надежда, что население будет больше тратить на покупки. Особенно высокая безработица в этом году среди молодежи. Она настолько высока, что правительство с августа перестало публиковать статистику по рынку труда. В целом же безработица в городах в сентябре снизилась на 5%. Снижалась она и в июле с августом на 5,3% и 5,2% соответственно.
С тем, что китайская экономика оттолкнулась от дна и пошла наверх, согласны не все экономисты. О глубинных причинах можно долго спорить, что же касается цифр, то скептики считают, что сравнение результатов третьего квартала 2023 года с июлем-сентябрем 2022 года не отражает истинного положения дел в экономике, потому что год назад она еще боролась с ковидными ограничениями и локдаунами.
Замедление роста экономики Китая не отразилось на работе предприятий, которые продолжат выпускать товары. Низкие расходы внутренних потребителей заставляют производителей продавать свою продукцию за границу. К примеру, Поднебесная в буквальном смысле этого слова залила планету автомобилями, причем, как бензиновыми, так и электромобилями. Большая часть китайских товаров идет в Европу. Если до пандемии на каждый контейнер с импортными товарами Китай отправлял за границу 2,7 контейнера со своими товарами, то сейчас этот показатель вырос почти до 4 контейнеров.
Рост китайского экспорта встревожил европейских политиков. Результатом этих тревог стало начавшееся расследование быстро растущего экспорта китайских электромобилей, которые, как утверждают европейские автопроизводители, имеют преимущество за счет государственных субсидий.