Пекин неприятно удивил производителей батарей для электромобилей, ограничив поставки одного из наиболее важных компонентов батарей.
США и КНР продолжают обмениваться ударами в необъявленной технологической войне. На дальнейшее ужесточение экспорта в Китай современных чипов, включая процессоры, разработанные специально для китайского рынка, Пекин немедленно отреагировал ужесточением контроля над экспортом ряда видов графита, ключевого материала для батарей электромобилей. При этом он объяснил причину ужесточения соображениями национальной безопасности и интересами, то есть точно также, как несколько дней назад объясняли решение по экспорту чипов в Вашингтоне. Посол США в КНР Николас Бернс объяснил, что новые ограничения позволят закрыть лазейки в предыдущих ограничениях, позволяющих китайцам их обходить.
Новые правила начинают действовать 1 декабря, говорится в заявлении Министерства торговли КНР. Речь идет о некоторых видах графита, попадающих под категорию товаров и сырья двойного назначения, т.е. применяемых не только в гражданских товарах и изделиях, но и в военных.
До принятия этого решения экспорт графита регулировался правилами 2006 года, объяснил Минторг КНР. В то же самое время Пекин заявил об отмене временного экспортного контроля на менее важные виды графита, используемые, например, в металлургии при выплавке стали или в химической промышленности.
Графит является обязательным компонентом анодов батарей электромобилей. При производстве батарей используется графит, извлеченный на рудниках, или синтетический графит, который значительно дороже, но дольше работает, позволяет ускорить зарядку батареи и повысить ее безопасность.
Китай является главным экспортером графита в мире. На его долю приходятся, по данным Bloomberg, 60% экспорта природного графита и 90% синтетического.
«Несомненно, это (ужесточение контроля над экспортом) серьезно отразится на секторе производства батарей для электромобилей,- объясняет Дэниель Коллар из консалтинговой компании Intralink.- Все будет зависеть от того, насколько сильное давление хотят оказать на отрасль в Пекине».
Министерство Торговли КНР подчеркнуло, что в принятых мерах нет ничего необычного и что они не направлены против какой-то конкретной страны или региона. Однако аналитик по батареям для электромобилей из KB Securities Co. Джеймс Ли назвал меры «шокирующими».
«Китай использует свою последнюю и наиболее сильную карту в переговорах с США»,- объяснил Ли.
Вашингтон может отреагировать на очередной залп Китая собственным залпом и, к примеру, ограничить использование китайских батарей в электромобилях Tesla Inc. Компании Илона Маска принадлежит мегазавод в Шанхае, на котором собирается более половины электромобилей Tesla. В августе Китай уже ограничил экспорт галлия и германия, металлов, необходимых в полупроводниковом, телекоммуникационном секторах и в секторе производства электромобилей. Правда, срок ограничений составил всего лишь месяц.