Макроэкономические итоги недели

Читать на monocle.ru

В сентябре российская экономика получила новый импульс роста. Работают сразу два драйвера — и потребительский, и инвестиционный спрос.

Первый подпитывается мощным ростом реальных заработных плат (прирост в июле 2023 г. к июлю 2022 г. +9,2%), разогнанным кадровым дефицитом, а также бумом корпоративного и ипотечного кредитования (в сентябре таких кредитов выдано на 1,4 трлн руб и 955 млрд руб соответственно). Несмотря на последовательное увеличение ключевой ставки ЦБ — с конца июля она в три приема была увеличена на 6 проц. пунктов, до 13% годовых, кредитный рынок регулятору охладить не удается. Признает это и сам ЦБ, дипломатично ссылаясь на «инерционность экономических процессов, существенные лаги денежно-кредитной политики».

Следует признать и неэффективность мер ЦБ по обузданию инфляции. Аккуратные расчеты потребительской инфляции, произведенные Владимиром Бессоновым из Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, свидетельствуют о том, что истинные темпы роста цен сейчас находятся в диапазоне 10-12% годовых, а не 6,4%, как это указывают по состоянию на 16 октября в традиционной метрике «к соответствующему периоду прошлого года» МЭР и ЦБ.

Кривая доходности ОФЗ приняла необычный вид — она инвертирована на значительном интервале сроков обращения (за исключением самых коротких). Это означает, что рыночные игроки ожидают дальнейшего повышения ключевой ставки, которое может последовать уже на ближайшем плановом заседании совета директоров регулятора по ставке 27 октября. «Бычий» настрой рынка подтвердил и аукцион по размещению ОФЗ 18 октября, по итогам которого Минфин был вынужден зафиксировать средневзвешенную доходность в размере 12,34% годовых, что на 51 базовый пункт выше результата размещения месячной давности.

Оценки изменения инвестиционной активности в III квартале по сравнению с II кварталом 2023 г. снизились, при этом ее уровень соответствовал значениям 2021 года, следует из октябрьского материала ЦБ «Мониторинг предприятий» по результатам регулярного опроса более 14 тысяч предприятий ключевых видов экономической деятельности. Замедление инвестиционной активности отмечалось предприятиями впервые с момента последовательного роста, начавшегося в III квартале 2022 года. При этом в ряде отраслей — в обрабатывающих производствах и электроэнергетике — инвестиционная активность фиксируется на максимумах с 2017 г.