Эксперты считают, что ВР и Shell придется ответить на 53-миллиардную покупку Chevron нефтегазовой компании Hess, если они не хотят отстать от американских конкурентов.
Нечто вроде соревнования возникло между двумя крупнейшими американскими нефтегазовыми компаниями, решившими обеспечить себя нефтью на несколько десятилетий вперед. Несмотря на прогнозы о том, что спрос на нефть достигнет пика к 2030 году, после чего начнет снижаться, Chevron и ExxonMobil подписали соглашения о многомиллиардных приобретениях. Заключая мегасделки, Chevron и ExxonMobil, естественно, должны быть уверены в том, что спрос на нефть продлится значительно дольше, чем до 2030 года.
Две недели назад ExxonMobil договорился о покупке за 60 млрд долларов Pioneer Natural Resources, одного из крупнейших операторов Пермианского бассейна, а вчера, 23 октября, Chevron официально объявил о покупке нефтегазовой компании Hess за 53 млрд долларов. Это приобретение позволит ему войти в Гайану, страну в Латинской Америке, где несколько лет назад были найдены огромные месторождения нефти и которой прочат судьбу американского «Кувейта».
Сделок подобного масштаба не было, напоминает Financial Times, с конца 90-х годов прошлого века - начала 2000-х годов, когда были совершены схожие мегасделки: BP-Amoco, Exxon-Mobil и Chevron-Texaco, после которых и возникли современные супермейджоры, как называют самые крупные нефтегазовые компании планеты.
Всего же в 2023 году было заявлено и совершено слияний и поглощений на 254 млрд долларов. Это максимальный показатель с 2014 года.
«Это гонка вооружений,- прокомментировал всплеск активности на рынке слияний и поглощений в нефтегазовом секторе один из экспертов.- В большинстве секторов сделка обычно не ведет к дальнейшим одной-двум сделкам. Однако, по-моему, сейчас тот случай, когда за этими сделками последуют другие. Главное здесь время и то обстоятельство, что в сделках участвуют крупнейшие игроки».
По мнению аналитиков, наиболее вероятно на сделки Chevron и ExxonMobil отреагируют два других нефтегазовых гиганта, правда, из Европы: BP и Shell. Не исключено, что попытаются поглотить мелких конкурентов и крупные сланцевые производители нефти в Америке.
BP и Shell неоднократно жаловались на то, что их оценивают ниже Exxon и Chevron. Частично это отставание объясняется серьезным давлением, которое испытывают на себе европейские энергетические компании в связи с необходимостью перехода на возобновляемые источники энергии. Кстати, и Exxon, и Chevron занимают в этом вопросе жесткую позицию и не собираются переходить на солнце и ветер.
Конечно, европейские нефтегазовые компании по идее не должны сейчас тратить десятки миллиардов долларов на покупку активов, связанных с ископаемыми видами топлива, но если они никак не отреагируют на сделки американских конкурентов, то сильно от них отстанут.
Аналитик Veriten Аржун Мурти считает, что слияние между BP и Shell может быть вполне логичным, потому что в противном случае ExxonMobil и Chevron могут уйти далеко вперед.
По словам Мурти, наверняка, обдумывают сейчас слияние и другие европейские мейджоры: TotalEnergies и Eni. Однако здесь может помешать национальный вопрос: 30% акций Eni принадлежат итальянскому правительству, TotalEnergies, хоть сейчас и является частной компанией, но продолжает поддерживать с правительством тесные связи. В Америке проявить активность на рынке слияний и поглощений может целая группа крупных компаний, включая Occidental Petroleum, ConocoPhilips и Marathon Oil
Покупки, кстати, сделают Exxon и Chevron конкурентами, потому что они будут вместе контролировать добычу на месторождении Stabroek, расположенном недалеко от побережья Гайаны. У Хесса 30% акций этого крупнейшего месторождения, а у Exxon – 45%. Это месторождение – крупнейшее из найденных в последнее десятилетие: после выхода на полную мощность оно будет давать полтора миллиона баррелей нефти в день. Не исключено, что наличие почти трети акций такого месторождения сыграло далеко не последнюю роль в решении Chevron купить Hess.