Нефтегазовый экспорт перестает быть главным источником наполнения российской госказны. Однако бюджету от этого хуже не становится. Новый ресурс оказался обильным, к тому же он возобновляемый и в целом благоприятный для экономики. Однако активизация его использования связана с активизацией и усложнением налоговой политики.
Минфин представил на этой неделе предварительный отчет об исполнении бюджета за январь-октябрь 2023 года. Все параметры, в целом, укладываются в прогнозы. А некоторые из них эти прогнозы даже обгоняют. В частности, семимильными шагами растут ненефтегазовые доходы.
«Рост доходов федерального бюджета, не относящихся к нефтегазовым, в последние месяцы постепенно ускоряется. Например, в январе-июне ненефтегазовые доходы опережали уровень аналогичного периода прошлого года на 17,8%, в январе-августе — на 24,2%, а в январе-октябре — уже на 28,7%. Рост поступлений связан с несколькими факторами, включая увеличение выпуска в ряде отраслей экономики и рост отпускных цен (отсюда увеличение поступлений внутреннего НДС и налога на прибыль, часть которого поступает в федеральный бюджет)», — рассказала «Моноклю» заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, главными несырьевыми драйверами наполнения бюджета можно назвать оборотные налоги и налог на прибыль. Эксперт отмечает, что динамика поступления этих сборов в федеральный бюджет остается устойчиво высокой, и, кстати говоря, она менее подвержена статистическим эффектам базы.
Безусловно, таких результатов не было бы, если бы российская экономика просела под гнетом санкций. Однако, она растет, не благодаря, но вопреки. За 9 месяцев с начала года ВВП страны увеличился на 2,8%. Эксперты выделяют факторы, обеспечившие такую динамику.
«Драйверами роста стали сельское хозяйство и пищевая промышленность. Несмотря на обвинения в “срыве зерновой сделки” объективная реальность такова, что Россия удерживает первое место в мире по экспорту пшеницы и других зерновых культур и выходит в число лидеров по экспорту продуктов питания. Еще одним драйвером стало строительство — по итогам 2023 ожидается рост свыше 10%: льготные ставки по ипотеке стимулируют спрос на недвижимость, кроме того, идёт восстановление жилого фонда и инфраструктуры в новых регионах России», — рассуждает доцент Экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин.
Он указывает на то, что работа большинства отраслей взаимосвязана: стройка тянет за собой производство строительных материалов, металлургию, деревообработку.
«Следующая отрасль это ОПК. Производство техники, вооружений, боеприпасов растёт. В открытом доступе данных по гособоронзаказу нет, но рост ОПК стимулирует рост в остальных отраслях: металлургии, лёгкой промышленности, электронике, металлообработке, химпроме, машиностроении и т.д.», — добавляет Зайнуллин.
Кроме того, свою роль сыграл просевший рубль — то, что стало поводом для печали импортеров, порадовало тех, кто продает товары за границу и пополнило казну.
«Снижение курса рубля привело к увеличению налоговых выплат экспортеров, а также вызвало резкий рост поступлений НДС на импортные товары, акцизов на импорт и ввозных пошлин (например, в январе-сентябре 2023 года такие поступления выросли на 50-80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорит Вера Конова.
Доходы собственно бюджета имеют источником налоги. И чтобы тот уровень его исполнения, о котором сообщил министр финансов, был достигнут, власти не давали забыть о том, что надо будет поделиться. Причем не только компаниям — в карман заглянули и к гражданам.
«В целом, нагрузка на бизнес выросла. Власти ввели дополнительные налоги на прибыль, экспортеров обязали продавать валютную выручку. Да и простые граждане ощутят увеличение налогового бремени: всем вкладчикам, у которых годовой доход по всем банковским счетам превысит 130 тыс. рублей, придется заплатить налог за 2023 год. Впрочем, рассматриваются и новые вычеты», — говорит Артем Деев.
«Точно оценить фискальную нагрузку на экономику в 2023 году можно будет по окончании года, однако уже сейчас понятно, что для целого ряда налогоплательщиков она будет выше прошлых лет. Это прежде всего касается бизнеса, причем не только крупных компаний, которые столкнулись с налогом на сверхприбыль прошлых лет и новыми экспортными пошлинами, но и многих других компаний, сталкивающихся с ростом издержек в связи с увеличившимися суммами налоговых и иных аналогичных им платежей (включая индексацию страховых взносов на сотрудников, растущие выплаты НДС и акцизов на приобретаемую продукцию, например, на топливо и т.д.)», — говорит Вера Кононова.
При этом аналитик отмечает, что немалую роль сыграло налоговое администрирование, нацеленное на увеличение собираемости налогов и страховых взносов. Однако Минфин явно считает, что администраторы доходов казны способны на большее. Не так давно, на заседании профильного думского комитета Антон Силуанов заявил, что налоговикам и таможенникам «дали дополнительное задание по мобилизации налогов, в первую очередь косвенных». Предполагается, что службы соберут дополнительные 500 млрд рублей. За счет чего?
«Полагаю, тут речь идет о более тщательной работе с неплательщиками. В России достаточно большие задолженности по НДС. Мы можем видеть, в частности, как в последнее время за неуплату налогов задерживают крупных инфобизнесменов. Так что, полагаю, основная нагрузка здесь ляжет на службу судебных приставов», — рассуждает Артем Деев.
Но только ли неплательщики должны будут пополнить казну? Или же добросовестным бизнесменам и «физикам» тоже придется дополнительно потрудиться на благо бюджета?
Минфин, может, и не против такого шага, но не сейчас. В частности, Антон Силуанов на том же заседании заявил, что если пересмотр базовых налогов и случится, то только в следующем бюджетном цикле.
«Мы считаем, что вернуться к этому вопросу возможно. Когда? Можно было бы посмотреть в следующем бюджетном цикле. Но сейчас, когда мы формируем бюджет на предстоящую трехлетку, мы приняли решение базовые налоги не менять», — обрадовал налогоплательщиков министр финансов.
Замглавы Минфина Алексей Сазанов также неоднократно говорил, что планов менять налоговую политику у государства нет.
«У нас действительно нет планов существенно что-то менять в налогах», — заявил статс-секретарь в интервью газете «Ведомости» в октябре.
Однако, по мнению экспертов, даже без перестройки налогового законодательства, налогоплательщиков можно еще «дожать».
«В следующем году можно с высокой вероятностью утверждать, что повышение налоговой нагрузки продолжится. Как представляется, это повышение будет прежде всего выражаться не в повышении базовых ставок (такое планируется пока что лишь по отдельным налогам, таким как акцизы), а в “донастройках” тех или иных компонентов налогов, налоговых вычетов», — рассуждает Вера Кононова, — «Примером такой “донастройки”, в частности, является активно продвигаемая Минфином идея о сокращении налоговых преференций в рамках режимов ОЭЗ, ТОР и др., где компании сейчас получают льготы по основным налогам и взносам. Все указывает также и на дальнейшее ужесточения режима налогового администрирования. Например, уже сейчас ведется активная дискуссия об ужесточении контроля над трансфертным ценообразованием между взаимозависимыми компаниями (в рамках холдингов) и т.д. По-видимому, будет продолжено и продвижение режима налогового мониторинга, когда все операции налогоплательщика сразу становятся видны налоговым органам».
При этом Сергей Зайнуллин полагает, что тем, чьи доходы невысоки, беспокоиться особо не о чем.
«Налоговая нагрузка на граждан и средний бизнес вряд ли вырастет. Как мы видим дополнительные налоги вводятся точечно для крупного бизнеса и в отношении сверхприбыли, которую получает крупный бизнес», — считает доцент Экономического факультета РУДН.
Он обращает внимание на то, что основную роль сыграет пресловутое администрирование. По словам Зайнуллина, по мере автоматизации налогового учета, по мере улучшения обработки «больших данных» по оборотам, доходам и расходам, применения искусственного интеллекта для анализа данных, многие схемы по уклонению от уплаты налогов стали проще выявляться, что повышает собираемость налогов.
Стоит отметить, что доходам от продажи углеводородов далеко до ненефтегазовой феерии. Согласно отчету Минфина, собрать с этого сектора удалось пока 7 трлн 210 млрд рублей — на 26,3% меньше, чем годом ранее. Впрочем, ведомство объясняет это в том числе эффектом высокой базы прошлого года. И обращает внимание на то, что если не брать «среднюю температуру по больнице», то в моменте все очень даже неплохо.
«Месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн рублей в год). В октябре 2023 года объем нефтегазовых доходов превысил уровень прошлого года более чем на 27%», — говорится в релизе министерства.
Однако и на «средние замеры» стоит обращать внимание при дефицитном бюджете. Возникает вопрос: может ли сбыться давняя мечта «слезть с нефтегазовой иглы», благодаря гражданам и бизнесу, которые вполне могут пополнять казну, ничего особо из земли не выкачивая? Может, если еще и налоговики «поднажмут», бюджет следующего года даже обойдется без дефицита?
«Рост ненефтегазовых доходов в этом году, безусловно, поражает. Полностью просадку поступлений от углеводородов это, конечно, не нивелирует, но заметно сместит баланс в положительную сторону. Бюджет в будущем году с большой вероятностью будет дефицитным. Однако благодаря заметному росту ненефтегазовых доходов, дефицит будет менее значительным», — считает Артем Деев.
Вера Кононова также полагает, что «донастройки» налоговой политики, да и самой системы, принесут дополнительные деньги в госказну.
«Однако для развития экономики критически важно, чтобы при этом бюджетная политика продолжала носить стимулирующий характер, а значит, изъятые из экономики средства должны как минимум возвращаться в экономику в виде бюджетных расходов. Крайне желательным остается и наличие дефицита бюджета, поскольку именно превышение расходов бюджета над доходами свидетельствует о том, что экономика получает стимул к росту», — резюмирует аналитик.