В большую международную политику возвращается бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Никто не может толком понять, зачем это нужно.
Британский премьер Риши Сунак не испугался суеверий (вчера было 13 число) и начал рабочую неделю с большого и важного дела – перестановок в кабинете. Высоких постов лишились глава Министерства внутренних Великобритании Суэлла Браверман и главный дипломат Соединенного Королевства Джеймс Клэверли. Правда, Клэверли в правительстве остался. Он лишь сменил портфель и теперь возглавляет МВД. Форин офис (Министерство иностранных дел Великобритании) же неожиданно для всех возглавил бывший премьер-министр Великобритании, 57-летний Дэвид Кэмерон, возглавлявший кабинет в 2010-16 годах. Кэмерон запомнился тем, что фактически стал главным организатором брексита. Он, напомним, ушел в отставку после подведения итогов референдума о членстве королевства в Евросоюзе.
При этом про самого Кэмерона особо ничего не было слышно с 2016 года - он фактически пребывал в политическом забытии. Его воспринимали как не очень удачливого экс-премьера, который зачем-то поставил на карту членство Великобритании в ЕС, в чем не было какой-то политической необходимости, хотя сам был противником брексита. И вот Сунак вдруг неожиданно решил реанимировать весьма сомнительного персонажа, который, впрочем, выглядит теперь не так уж и плохо на фоне чреды еще более неадекватных премьеров-консерваторов.
После ухода Дэвида Кэмерона в отставку в Консервативной партии начался кризис, который продолжается до сих пор, в результате которого бывшая Владычица морей растеряла остатки своего величия и влияния на международной арене.
13-летнее правление консерваторов на туманном Альбионе скорее всего закончится в следующем году после всеобщих выборов. Перестановки в правительстве, очевидно, являются попыткой Сунака сохранить власть за Консервативной партией. Нельзя сказать, что он ничего не делает для этого, но его крупные инициативы в борьбе с преступностью и защите окружающей среды не смогли изменить баланс сил – лейбористы, пользуясь недовольством британцев резко снизившимся в последние годы уровнем жизни, продолжают существенно опережать консерваторов во всех опросах общественного мнения. Если вчерашние перестановки не помогут правящей партии ликвидировать отставание, то лейбористы наверняка победят на выборах и возглавят новое правительство королевства.
Увольнение Суэллы Браверман было вопросом времени. Она выделялась среди министров не только провокационными заявлениями, но и очень жесткой позицией по отношению к мигрантам. С одной стороны, это дало ей поддержку правого крыла консерваторов, но, с другой, отдалило более многочисленных умеренных. Браверман, кстати, помогла Сунаку стать премьер-министром прошлой осенью и благодаря этому целый год возглавляла очень важное министерство, отвечающее не только за контроль над мигрантами, но и за национальную безопасность и поддержание порядка и законности в Соединенном Королевстве. Чашу терпения Риши Сунака, скорее всего, переполнила написанная на прошлой неделе Суэллой Браверман очень спорная и в некотором смысле даже провокационная статья, особенно, в преддверии многотысячного марша сторонников Палестины, который состоялся в Лондоне в прошлую субботу. Она обвинила демонстрантов в призывах к ненависти и насилию и раскритиковала… полицию. Статья стала очень неприятным сюрпризом для Сунака, который публично одобрил проведение марша.
Не исключено, что перестановки в кабинете являются частью большой игры, которую ведет Суэлла Браверман. Дело в том, что многие считают ее одним из вероятных кандидатов на место следующего лидера Консервативной партии, если Сунак проиграет выборы в 2024 году. Политологи полагают, что возвращение Кэмерона в кабинет (кстати, это первое за полвека в Британии возвращение экс-премьера в правительство), направлено на возвращение умеренной политики консерваторов.
Дэвид Кэмерон, похоже, не возражал против возвращения в большую политику. После своего назначения он заявил, что очень рад возглавить внешнеполитическое ведомство в непростое для королевства время. Кстати, поскольку он не является членом парламента, что необходимо для работы в правительстве, его сделают лордом.