В случае неожиданных перебоев с поставками сжиженного газа на газовые рынки Европы и Азии может вернуться сильная волатильность.
Обстановка на спотовом рынке сжиженного газа (СПГ) сейчас значительно спокойнее, чем он обычно бывает в это время года. За окном по-прежнему тепло, а подземные хранилища в Европе и Азии наполнены газом и готовы к предстоящей зиме. Спрос в Европе и Азии в ноябре растет по сравнению с октябрем, когда было еще теплее, но спотовые цены на СПГ в Азии в последние три недели снизились. Цена газа на европейском хабе в Нидерландах в последние дни тоже пошла вниз после того, как ослабли опасения относительно перебоев с поставками «голубого» топлива из Восточного Средиземноморья. К тому же, подземные газовые хранилища (ПГХ) наполнены газом практически на 100%.
Однако спокойствие на рынке СПГ может оказаться обманчивым. На рынок может вернуться мощная турбулентность, если зима окажется холодной в Европе или Азии или возникнут какие-то проблемы с поставками газа.
По данным Kpler, импорт газа в ноябре в Азии вырастет до 22,67 млн тонн с октябрьских 21,18 млн тонн. Как обычно, в списке импортеров газа лидирует Китай. Эксперты считают, что импорт СПГ Японией в последнем осеннем месяце по сравнению с октябрем сильно не изменится. Ожидается также, что газовый импорт Индии в ноябре даже снизится по сравнению с предыдущим месяцем, потому что высокие октябрьские цены не позволили экономным индийским покупателям приобретать много газа с доставкой в ноябре.
Аналитики Kpler прогнозируют рост импорта СПГ в ноябре и в Европе. Причем, согласно прогнозам, он может стать максимальным за пять месяцев. Сильнее всего по данным LSEG - на 30% по сравнению с октябрем импорт газа в ноябре может вырасти на северо-западе Европы.
«Причина простая: начало отопительного сезона и метеорологические прогнозы понижения температуры»,- объясняет динамику роста спроса глава отдела европейского газа в LSEG Уэйн Брайан.
Спрос растет и в Европе, и в Азии, но цена газа с доставкой в декабре на северо-востоке Азии на последней неделе снизилась на 3% в недельном выражении до 16,5 долларов за миллион британских термических единиц (578 долларов за тысячу кубов).
Спотовая цена газа в Азии падает уже третью неделю подряд благодаря теплой погоде и наполненным ПГХ. К тому же китайские энергетические гиганты в этом году, по данным таможни КНР, перепродают больше излишков газа, чем в прошлом году. Эти продажи являются своего рода защитной подушкой от потенциальных перебоев в поставках газа из Австралии или перебоев, связанных с предполагаемым введением Америкой санкций против российского проекта «Арктик СПГ2».
На газовых рынках Европы и Азии сейчас непривычно спокойно, но никто не может точно сказать, насколько холодной будет предстоящая зима в северном полушарии. В прошлом году зима в Европе была теплее обычных зим за последние годы. Вице-президент Chevron Колин Парфитт считает погоду одной из самых больших неизвестных величин большого газового уравнения. Он уверен, что ситуация на рынках в любой момент может измениться из-за погоды в худшую сторону.
Глава Vitol Group Рассел Харди заявил в октябре на энергетической конференции Energy Intelligence Forum, что часть европейского спроса на газ, потерянного в результате энергетического кризиса, может никогда больше не вернуться. Но даже со сниженным структурным спросом Европе в целом и ее самым крупным экономикам в частности не стоит расслабляться, потому что зима в любой момент может преподнести малоприятный «холодный» сюрприз. К примеру, глава крупнейшей в ФРГ энергетической компании RWE Маркус Креббер предупредил о потенциальных угрозах: «В нашей газовой системе нет никакого буфера…» Он считает, что во избежание возможных проблем с поставками газа Германия должны ускорить строительство газовой инфраструктуры.
Указывают на возможные холода и неожиданные проблемы с поставками СПГ как главные риски предстоящей зимой и в Управлении энергетической информации США (EIA).
«Сильные холода и неожиданные перебои с поставками могут привести к резким скачкам цен,- подчеркивается в недавнем заявлении EIA,- и повлиять на глобальный баланс газа».