К власти во второй по размеру стране Южной Америки - Аргентинской Республике пришел приязненно настроенный по отношению к США ультраправый либертарианец.
Пожалуй, лучший подарок на 81-й день президент США Джо Байден получил с крайнего юга Латинской Америки, из Аргентины. Несмотря на то, что эксцентричного правого экономиста Хавьера Милея часто называют «аргентинским Трампом», все же его вчерашняя победа во втором туре президентских выборов в Аргентине несомненно на руку нынешней администрации Соединенных Штатов, которая в последние месяцы повсюду терпит фиаско.
Соперник Милея, действующий пока еще министр экономики Серхио Масса признал поражение еще до официального объявления результатов выборов.
В Вашингтоне, естественно, хорошо относятся к Хавьеру Милею, хотя бы потому, что анархокапиталист, как он сам себя называет, во время избирательной кампании обещал провести долларизацию Аргентины, т.е. сделать американский доллар национальной валютой, и едва ли вступит в БРИКС. На фоне недовольства аргентинцев высокой инфляцией, которая превышает 140%, и растущей бедностью страна явно развернулась вправо.
Аргентинцам приходилось выбирать из двух зол. По данным избиркома, после обсчета почти 90% бюллетеней у Милея 55,95%, а у Массы — 44,04% голосов избирателей.
«С каждым днем на деньги можно купить все меньше и меньше, — пожаловался агентству АР 26-летний врач из Буэнос-Айреса Эстебан Медина. — Я квалифицированный специалист, но моей зарплаты ни на что не хватает».
Большинство опросов общественного мнения оценивали шансы соперников перед вторым туров выборов как приблизительно равные, но организаторы опросов вновь ошиблись: Милей обошел Массу почти на 11%. Решающую роль сыграли участники первого тура и, в первую очередь, Патрисия Буллрич, показавшая две недели назад третий результат и призвавшая своих сторонников отдать голоса Хавьеру Милею.
Он, кстати, похоже, тоже не был уверен в своей победе, потому что накануне второго тура много говорил о возможных манипуляциях с бюллетенями и вспоминал судьбу Трампа и бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару. При этом Милей без каких бы то ни было доказательств говорил о подозрительных фактах в первом туре, якобы сильно повлиявших на результат не в его пользу.
Времени праздновать победу у Хавьера Милея нет. Теперь ему придется, как он и обещал перед выборами, браться за работу и начать попытки выводить Аргентину из глубокого кризиса.
«Сегодня начинается восстановление Аргентины», — оптимистично заявил он в своем первом выступлении в качестве нового президента страны.
Милей считает состояние второй экономики Южной Америки критическим и подчеркивает, что времени для неспешных действий у Аргентины нет, явно намекая на решительные действия после 10 декабря, когда он официально станет главой государства. Наверное, для того, чтобы успокоить тех, кто голосовал против него, он добавил, что новое правительство выполнит все его предвыборные обещания, но при этом будет уважать право частной собственности.
Милей, правда, ничего не сказал ни о замене песо американским долларом, ни о закрытии центробанка, ни о других сверхрадикальных действиях, которые обещал предпринять после победы, а всего лишь напомнил о стоящих перед страной огромных вызовах.
«Они оставили нам разрушенную экономику, которая движется к гиперинфляции», — предупредил новый президент аргентинцев.
Кстати, сотрудникам центробанка, похоже, можно перевести дух. О Banco Central de la República Argentina Милей высказался, на удивление, умеренно, пообещав «решить его проблемы».
Кстати, три оставшиеся до инаугурации Хавьера Милея недели экономикой Аргентины будет руководить заместитель министра экономики Габриэль Рубинштейн, потому что Серхио Масса… ушел в отпуск.