Европейские нефтехимики переносят производство в Азию и США из-за очень дорогих газа и электроэнергии.
Последний раз европейская нефтехимическая отрасль выпускала так мало пластмасс, как сейчас, почти полвека назад, в 1975 году, когда самой популярной группой на континенте была АВВА, когда пал Сайгон и закончилась война во Вьетнаме и когда Старый свет все еще зализывал раны после первого нефтяного кризиса. Сейчас, пишет Bloomberg, нефтехимия Европы находится при смерти. Но борьба с пластмассами, о которой так много говорят в последнее время, здесь ни при чем. Европа по-прежнему поглощает море пеноматериалов, красок, смол и других продуктов нефтехимии. Просто производят их не в Европе, а импортируют из других континентов.
Все дело в том, что нефтехимия является энергоемкой отраслью промышленности, а в Европе газ стоит почти в пять раз дороже, чем в США. Это значит, что сейчас выгоднее покупать этилен, главное сырье для производства пластмасс, скажем, в Техасе и везти его через Атлантику в Европу на переработку, чем производить дома. Деньги при этом, конечно, экономятся, но снижается экономическая активность в Старом свете, закрываются рабочие места и, в конечном счете, страдает энергетическая безопасность Европы.
Между тем, продукция нефтехимической отрасли и, в первую очередь, пластмассы занимает крайне важное место в жизни европейцев. В среднем каждый житель Европы потребляет ок. 150 кг пластмасс в год, что, между прочим, по данным Европейского агентства по окружающей среде (EEA), более чем вдвое превышает среднюю по планете норму в 60 кг. Главным сырьем для нефтехимии являются природный газ и нафта, продукт переработки нефти. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), потребление нафты в Европе в этом году снизится до 34,2 млн тонн, 48-летнего минимума. По сравнению с доковидным периодом потребление нафты в 2023 году снизилось на 18,5%, а по сравнению с рекордным периодом два десятилетия назад — на 40%.
При таком низком производстве нафты главные рабочие агрегаты отрасли — установки парового крекинга, где нафта и газ превращаются в исходное сырье для множества пластмасс, работают экономически очень неэффективно. Между тем, оборудование это стоит астрономические деньги и поэтому должно работать на максимальных мощностях. Если установка работает ниже 90% мощности, то компания несет убытки. Работа на 80-процентной мощности считается в отрасли едва ли не экономической и финансовой катастрофой. Тем не менее, в последние кварталы установки парового крекинга в Европе зачастую работали на мощности от 65% до 75%.
Финансовые возможности нефтехимических компаний подходят к концу. Это значит, что в 2024 году они начнут повсеместно закрываться.
Пару недель назад на встрече с акционерами администрация нефтехимического гиганта BASF SE была готова разговаривать о чем угодно, но только не о европейском производстве по той простой причине, что это производство в последние месяцы очень сильно просело. Не удивительно, что на последней встрече с акционерами менеджеры львиную долю времени уделили рассказу о перспективах строящегося в Китае завода, чем судьбе европейских предприятий.
У многих европейских нефтехимических компаний за последние полтора десятилетия доля расходов на проекты в Азии выросла почти на 50%. До пандемии профицит Европы в торговле нефтехимическими продуктами с остальным миром составлял приблизительно 40 млрд долларов. В прошлом же году он снизился до 2,5 млрд долларов. Перспективы на 2024 год выглядят мрачно.
Несмотря на кричащую статистику европейские политики, по крайней мере, внешне невозмутимы. В Брюсселе, Берлине, Мадриде или Лондоне все спокойно. Какие-то слабые признаки тревоги по поводу разваливающейся на глазах нефтехимии можно найти, пишет Bloomberg, пожалуй, только в Париже. Возможно, это спокойствие объясняется тем, что с другими отраслями промышленности в Старом свете ситуация не менее напряженная и что сейчас Европа занята спасением оффшорной ветровой энергетики. Кстати, продукция нефтехимических компаний используется и в производстве лопастей ветровых турбин.
В Азию уходит не только европейская нефтехимия. На восток европейский бизнес переносит сейчас производство и в стальной, текстильной и судостроительной отраслях. Кроме Китая, серьезным конкурентом европейских нефтехимиков сейчас являются и США с их огромными запасами и добычей углеводородов.