Правительству Шольца, не исключено, придется вносить серьезные коррективы в бюджет на 2023 год.
В Германии продолжается обсуждение потенциальных последствий решения Конституционного суда, признавшего на прошлой неделе незаконным перевод 60 млрд евро во внебюджетный фонд, средства которого в основном идут на борьбу с изменениями климата. Сумма, правда, не такая уж и большая, но все дело в том, что решение Конституционного суда может стать прецедентом и аналогичным образом повлиять еще на без малого 800 млрд евро, а это уже солидные деньги даже для Германии.
Компенсировать 60 миллиардов можно было бы при помощи заимствований, но тогда пришлось бы менять введенные правительством ограничения на долг, известные как «долговой тормоз». Конституция разрешает отменять этот механизм, ограничивающий заимствования правительства, во время кризисов. Кстати, Берлин недавно именно так и сделал, отменив долговой тормоз на три года во время коронавирусной пандемии и энергетического кризиса.
На все вопросы в федеральном правительстве отвечают, что говорить о последствиях и действиях властей еще слишком рано и что сначала следует всесторонне ознакомиться с вердиктом Конституционного суда и проанализировать его. По словам пресс-секретаря канцлера Штеффена Хебестрейта, анализ судебного решения займет определенное время.
Законодатели из правящей коалиции призывают Олафа Шольца вновь временно отменить долговой тормоз. Конечно, о том, насколько текущая обстановка является кризисной, можно спорить, но министр экономики Роберт Хабек, например, заявил 20 ноября, что ограничения в использовании средств внебюджетных фондов будут иметь «очень большие последствия» для превращения Германии в более «чистую» и технологически продвинутую экономику, а также могут способствовать росту расходов на энергию как для бизнеса, так и для домохозяйств.
Хабек, кстати, вице-канцлер, подчеркнул, что, по его мнению, долговой тормоз не может быть ослаблен или как-то изменен, но он прекрасно понимает, что решение Конституционного суда резко ограничило возможности федерального правительства для маневра. На вопрос об очередной временной отмене долгового тормоза Хабек ответил, что говорить об этом еще слишком рано. Самыми большими защитниками долговых правил и ограничений в правящей коалиции являются свободные демократы во главе с министром финансов ФРГ Кристианом Линднером. Причем, сам Линднер не исключает новой отмены долгового тормоза.
Под удар сейчас попал еще один фонд – Фонд стабилизации экономики (WSF), средства которого идут на компенсацию высоких цен на электроэнергию. Находящиеся в оппозиции консерваторы, после обращения которых в Конституционный суд и было вынесено радикальное решение, пригрозили, что поступят точно так же и с WSF.
Саскья Эскен, один из лидеров социал-демократов, подчеркнула в интервью медиагруппе Funke, что, по ее мнению, правительству придется отменить долговой тормоз не только в 2023, но и в следующем году. Она призвала ослабить финансовые ограничения и запреты и сообщила, что этот вопрос будет одним из лозунгов, с которыми социал-демократы пойдут в 2025 году на всеобщие выборы.
Однако для этого правящей коалиции понадобится помощь консерваторов, потому что для принятия внесения изменений в долговой тормоз необходимы голоса двух третей депутатов, а для принятия его временной отмены достаточно простого большинства.