Известный экономист считает, что инвесторы потеряют в следующем десятилетии десятки триллионов долларов, а высокие процентные ставки в погоне за низкими целями по инфляции до добра не доведут.
Профессор экономики университета Нью-Йорка Нуриэль Рубини доказывает, что не зря носит прозвище «Доктор Рок», хотя и предпочитает, чтобы его называли «Доктор реалист». Рубини, точно предсказавший полтора десятилетия назад глобальный финансовый кризис, выдал очередной мрачный прогноз.
Он написал в статье на сайте Project Syndicate, что глобальная экономика вступила в «период мегаугроз» и что главным драйвером ее развития в это время будет стагфляция, т.е. комбинация экономического спада и депрессивного состояния экономики с ростом цен.
Стагфляция будет отражаться как на рынке акций, так и на рынках с фиксированным доходом. А спад, начавшийся в прошлом году, станет долгосрочной тенденцией.
Прогноз Рубини о продолжении «кровавой бани» строится на следующем. Если предположить, что американский центробанк ФРС довольствуется инфляцией на уровне 5% вместо заявленных 2%, то доходность долгосрочных гособлигаций, объясняет он, должна быть в районе 7,5% для того, чтобы реальная доходность составила хотя бы 2,5%. Однако если доходность трежерис поднимется с нынешних 4,5% до 7,5%, то цена облигаций обвалится на 30%, а на рынке акций возобладают «серьезные медвежьи настроения».
«В масштабах всей планеты потери владельцев как облигаций, так и акций в следующем десятилетии могут вырасти до десятков триллионов долларов»,- «радует» инвесторов Нуриэль Рубини.
Объясняя же, почему мировую экономику ждет высокая инфляция, Рубини приводит обширный набор причин: от быстро стареющей рабочей силы до дедолларизации и высоких расходов властей в результате войн (Украина, Ближний Восток, Тайвань, Корейский полуостров), а также - борьбы с изменениями климата.
«В еврозоне и Великобритании уже стагфляционная рецессия, - объясняет он, - а Китай угодил в структурный спад. США избежали рецессии, но у них все еще впереди – краткосрочная и поверхностная рецессия еще вполне возможна».
Добавляет дегтя в и без того несладкую бочку еще и тот факт, что центробанки угодили в долговую ловушку, из которой непросто выбраться: их попытки бороться с высокой инфляцией с помощью высокой учетной ставки угрожают экономикам рецессией, которой власти, естественно, очень хотят избежать. Столкнувшись со столь сложной ситуацией, центробанки могут поднять свои цели по инфляции выше исторически средних величин.
Это вполне вероятный сценарий дальнейшего развития событий. Рубини считает, что пауза с подъемом ставки, которую большинство центробанков взяло в конце года, несмотря на остающуюся все еще высокой инфляцию, доказывает, что со временем цель по инфляции, сейчас составляющая (в основном) 2%, вырастет.
Конечно, Нуриэль Рубини далеко не единственный экономист, кто предупреждает, что рост государственных заимствований и расходов со временем приведет к дефолтам, если при этом не опустить коэффициент задолженности. Но его прогнозы привлекают внимание и отличаются своего рода размашистостью. И он считает, что в такой ситуации отдельные страны просто махнут рукой на высокую инфляцию и позволят ей разъедать номинальный долг.