Гособлигации США никому не нужны

Еще в недалеком прошлом символ экономической мощи Америки, облигации правительства США сейчас не пользуются спросом. Потеря популярности трежерис чревата крупными неприятностями для американских  налогоплательщиков, инвесторов и финансовых рынков.

Читать на monocle.ru

Комбинация слишком высокого предложения и недостаточно высокого спроса привели американские правительственные облигации к худшему результату со времен Гражданской войны середины XIX века, пишет semafor.com. Правительство США энергично занимает деньги для покрытия бюджетного дефицита, но верные покупатели как внутри страны, так и за ее пределами, сейчас облигации покупать особо не хотят. В результате инвесторы требуют самого резкого увеличения доходности за последние полтора десятилетия. Аукционы по продаже гособлигаций, всегда бывшие скучным рутинным мероприятием, сейчас проходят в ужасной атмосфере. На рынке долгосрочных облигаций в наши дни царят такие медвежьи настроения, каких не было во время доткомовского кризиса, и почти такие же, какие были во время финансового кризиса 2008 года.

Правительство занимает больше, чем ожидалось. Приходится увеличивать предложение облигаций и таким образом снижать их стоимость. Тем временем, главный американский банк ФРС продает свои собственные активы и выбрасывает на рынок еще больше гособлигаций, которые и так никому не нужны.

«Спрос очень сильно снизился даже по сравнению с тем, что было полгода назад,- заявил на прошлой неделе Джим Эспозито из Goldman Sachs.- Можно купить 6-месячные облигации с доходностью выше 5%. Зачем покупать вместо них долгосрочные облигации с доходностью 4¾?»

На обслуживание уже имеющегося госдолга уходит 2,5% американского производства. Некоторые аналитики считают, что эта цифра увеличится к 2030 году до 4%. Единственный способ для Министерства финансов США платить проценты по астрономическому долгу, не трогая при этом дорогие и амбициозные социальные и иные программы, это продолжать занимать и занимать все больше и больше.

Весь вопрос: у кого? Китай и Япония, в недавнем прошлом самые надежные покупатели американского госдолга, сейчас его активно продают, чтобы поддержать свои ослабевшие национальные валюты. Десять лет назад на Пекин и Токио приходилось более 22% госдолга США, а сейчас – лишь 7%.

События на Украине ослабили спрос на трежерис в Восточной Европе, объясняет старший экономист по США в Mizuho Стив Риччиуто. Увеличение добычи нефти в США, к тому же, уменьшает количество нефтедолларов на Ближнем Востоке, на которые арабские страны покупают американские гособлигации.

В довершение ко всему сейчас потеряли интерес к правительственным облигациям еще и американские банки. Во время пандемии они сделали много новых вкладов в облигации, потому что им просто некуда было вкладывать деньги. Спрос на займы был невысокий. Сейчас избыток вкладов рассосался, и бизнес вновь начал брать кредиты.

К тому же, многие сейчас сидят в убытках от гособлигаций США, которые обанкротили этой весной банк Silicon Valley, и естественно, не хотят повторения этого неудачного опыта. Bank of America, понесший убытки в размере 132 млрд долларов, продал в этом году половину всех своих гособлигаций.

Подавляющее большинство инвесторов использует гособлигации не столько как инвестиции, сколько как альтернативную валюту. Они много лет считались хорошей и надежной заменой денег. Однако несколько лет назад все изменилось.

Сначала был короткий обвал осенью 2019 года, затем, через шесть месяцев, в начале пандемии новое ЧП. К примеру, облигации британского правительства спровоцировали кризис пенсионных фондов на Британских островах, пришлось вмешиваться Bank of England.

Что касается банкротства Silicon Valley, то его во многом спровоцировал портфель гособлигаций в размере 91 млрд долларов. Крупные банки восприняли кризис региональных банков как доказательство того, что американские гособлигации не только не приносят денег, но и не дают безопасности.

Рынок гособлигаций всегда считался самым глубоким и ликвидным в мире и его бесперебойная работа сильно влияет на нормальную деятельность других рынков. Хеджевые фонды, например, попав в марте в тяжелую ситуацию с облигациями, продали все, что могли.

Однако в Минфине США не унывают и надеются на лучшее. В ведомстве Джанет Йеллен надеются на технологические компании, у которых огромные запасы наличности. К тому же, некоторые эксперты уверены, что профицит торгового баланса Китая на 300 млрд долларов больше официальных статистических данных. Между тем, все эти деньги нельзя хранить под матрацем, их необходимо во что-то вкладывать.