Появилась еще одна неожиданная причина повышения волатильности на газовых рынках ― проблемы с доставкой газа из-за длинных очередей у главных каналов.
Появилась еще одна неожиданная причина повышения волатильности на газовых рынках. ― проблемы с доставкой газа из-за длинных очередей у главных каналов.
Последние пару-тройку месяцев морские перевозки сильно «штормит». Так, резко снизилась пропускная способность Панамского канала — в связи с сильной засухой и понижением уровня воды. Пересохло самое крупное из двух искусственных озер, которые, будучи соединены каналами с углубленными руслами рек, и составляют собственно Панамский канал.
Сейчас там собираются огромные очереди из морских судов ― до двухсот судов по обе стороны, стремящихся побыстрее попасть из Атлантического океана в Тихий и наоборот. Ждать приходится нередко до трех недель.
Нормальное судоходство, по оценкам специалистов, восстановится не раньше лета 2024 года, когда в Панаме начнется сезон дождей. Судовладельцы, у которых нет времени на длительное ожидание, идут на отчаянные шаги: меняют маршруты доставки грузов в Азию и идут или на юг, чтобы выйти в Тихий океан через Магелланов пролив, или даже отправляются к Суэцкому каналу. Однако во втором случае все выше вероятность, что у канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, их может поджидать приблизительно такой же неприятный сюрприз.
Здесь следует иметь в виду, что через Суэцкий канал проходит много газовозов со сжиженным газом (СПГ), направляющихся в Европу. Так что пробки и очереди еще и в Суэцком канале, пропускная способность которого, кстати, выше, чем Панамского, могут негативно отразиться на ценах на газ в Старом Свете.
«Суэцу придется пропускать намного больше судов из-за кризиса с Панамским каналом, ― цитирует Bloomberg заместителя гендиректора греческой судоходной компании Angelicoussis Group Свейнунга Столе, который, кстати, уже много лет возглавляет и энергетическую компанию Hoegh LNG AS. ― Это значит, что время ожидания на обоих концах (Суэцкого) канала скорее всего возрастет».
Angelicoussis Group ― крупнейшая в Греции судоходная компания. Она была основана в 1947 году, суммарная транспортная мощность ее флота составляет, по данным Clarkson Research Services Ltd., 29,5 млн тонн. Перевозит практически все грузы, включая углеводороды.
Проблемы с Панамским каналом несомненно скажутся на глобальном газовом рынке и, в первую очередь, на ценах на СПГ. Дело в том, что через Панамский канал, по словам Столе, сейчас проходит не больше 4-5 газовозов с СПГ в месяц, тогда как раньше такое же количество судов канал пропускал в день. Между тем, опять же, по словам Свейнунга Столе, для транспортировки одного миллиона тонн СПГ из США в Азию необходимы два корабля. Так что и дефицит судов на рынке морских перевозок газа гарантирован.
«Если нельзя пройти через Панамский канал, то приходится добавлять один корабль той же грузоподъемности, ― объясняет Столе. ― А где их взять? Это большая проблема».
Европе позарез нужен американский СПГ. Им она в основном и заменила российский трубопроводный газ, значительной части которого европейцы лишились в прошлом году. Дефицитная ситуация со сжиженным газом, скорее всего, продлится еще 3-4 года.
Впрочем, по спросу на СПГ Азия в долгосрочной перспективе превзойдет Европу. Это значит, подчеркнула на международной конференции в Афинах Мария Ангеликуссис, генеральный директор Angelicoussis Group, что потребуется больше газовозов и что кораблям придется преодолевать большие расстояния. Конечно, судостроители активно строят новые газовозы, но ситуацию осложняет то обстоятельство, что сейчас запрещено использовать старые корабли, работающие на паре.