Процедура выхода Москвы из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) закончена.
«В 00:00 часов 7 ноября 2023 г. завершилась предусмотренная ДОВСЕ процедура выхода России из этого Договора. Таким образом, международно-правовой документ, действие которого было приостановлено нашей страной ещё в 2007 г., окончательно ушёл для нас в историю», — говорится в опубликованном на сайте МИД РФ заявлении.
Отмечается, что ДОВСЕ был заключен «на излете "холодной войны", когда формирование новой архитектуры глобальной и европейской безопасности на основе сотрудничества представлялось делом возможным, предпринимались соответствующие попытки»; договор обеспечивал России гарантии безопасности, в частности, позволил сделать процесс сокращений многосторонним, подключив к нему страны НАТО, прежде всего, Германию. «Совокупный потенциал тогдашних членов альянса был в определенной степени ограничен и поставлен под контроль», — подчеркивается в сообщении.
В МИД указывают на то, что Вашингтон запустил процесс расширения блока, в результате чего страны альянса стали открыто обходить договоренности. «Таким образом, ДОВСЕ в его первоначальном виде утратил связь с реальностью, и Россия стала добиваться его адаптации к новой ситуации», — констатируют в министерстве.
Сообщается, что одновременно с ДОВСЕ для РФ утратили силу еще два соглашения, связанные с этим договором, — Будапештское соглашение от 3 ноября 1990 года о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники шести государств — участников Варшавского Договора, а также так называемый Фланговый Документ от 31 мая 1996 года.
В российском внешнеполитическом ведомстве напомнили, что Москва оставалась открытой «для диалога о путях восстановления жизнеспособности контроля над обычными вооружениями в Европе», однако ее оппоненты не воспользовались такой возможностью. «С учетом прямой ответственности стран НАТО за разжигание конфликта на Украине, а также приема в альянс Финляндии и продолжающегося рассмотрения аналогичной заявки Швеции, даже формальное сохранение ДОВСЕ стало неприемлемым с точки зрения коренных интересов безопасности России», — указывается в заявлении МИД РФ.