Немецкий энергетический концерн планирует со временем заменить природный газ водородом.
Прошлогодний энергетический кризис не прошел для Европы бесследно, считает Майкл Льюис, возглавляющий с 1 июля Uniper, одну из крупнейших в Германии энергетических компаний. Газа, имеющегося в подземных газовых хранилищах (ПГХ), наполненных практически на 100%, по мнению исполнительного директора Uniper, давшего интервью Bloomberg Television, Европе не хватит для того, чтобы пережить начавшуюся сегодня зиму. Причем, уверен он, не хватит сильно.
«Если на (европейском) рынке не появится значительно больше, чем сейчас, сжиженного газа (СПГ), — цитирует Льюиса Bloomberg, — ситуация сильно осложнится».
Uniper входит в число немецких компаний, которые особенно сильно пострадали от энергетического кризиса. После того, как Берлин отказался от дешевого российского газа и цены на «голубое» топливо взлетели до небес, Uniper был вынужден покупать газ на спотовом рынке и быстро оказался на грани банкротства.
Тогда, учитывая важность компании для страны, вмешалось федеральное правительство. Пакет помощи оказался одним из крупнейших в корпоративной истории Германии. А в сентябре прошлого года Uniper был национализирован. Сейчас концерн восстанавливается после кризиса и попутно готовится к переходу к низкоуглеродной энергетике и экономике.
«Мы перестраиваем компанию, которой предстоит энергетический переход, — заявил Майкл Льюис. — Наша работа как менеджеров заключается в том, чтобы в компании была здоровая финансовая обстановка. Сейчас финансовая обстановка намного лучше, чем год назад».
После августа 2022 года, когда газ в Европе стоил рекордно дорого, цены значительно снизились, но все же они выше средних значений последних лет. Континент быстро перешел на сжиженный газ (в основном из Америки) и начал экономить и снижать спрос. Кризис в целом миновал, но определенные риски, которые нелегко предвидеть ввиду множества факторов, влияющих на газовые рынки и газовые цены, сохранились.
Европейцам придется пользоваться СПГ еще пару-тройку десятилетий. По крайней мере, большинство экспертов считают, что он будет существенно присутствовать в энергетическом миксе Европы как минимум до 2050 года. Кстати, такой же позиции придерживаются и в Еврокомиссии, а также в Берлине. А волатильная обстановка на европейском газовом рынке скорее всего сохранится до 2026 года, когда вступят в строй строящиеся сейчас по другую сторону Атлантики заводы по производству СПГ и экспортные СПГ-терминалы.
На этом фоне Uniper связывает свои надежды с другим газом. «Главная наша цель — перейти на водород», — подчеркнул Майкл Льюис.
Глава немецкого концерна считает, что спрос на природный газ на континенте в краткосрочной перспективе будет неопределенным.
«Мы подписываем нужные контракты, постоянно следим за предложением и стремимся к балансу спроса и предложения», — ответил Льюис на вопрос, не собирается ли он подписывать долгосрочные контракты на поставки СПГ из Катара, как это уже сделали несколько энергетических компании из ряда европейских стран?
Задали главе Uniper и популярный сейчас вопрос: как, по его мнению, отразится запрет Конституционного суда ФРГ на перевод 60 млрд евро во внебюджетный Климатический фонд на «зеленом» переходе, т.е. на замене ископаемых видов топлива на возобновляемые источники энергии? Льюис считает, что проблема носит краткосрочный характер. В долгосрочной перспективе, полагает он, все прекрасно понимают необходимость отказа от ископаемых видов топлива и сокращение выбросов СО2 и работают в этом направлении.