Цены на нефть и газ пошли вверх после того, как танкеры начали обходить Красное море стороной. Остальные цены, думается, тоже не заставят себя долго ждать.
Как и прогнозировали многие политологи, одним из первых международных последствий войны в Газе стало резкое снижение судоходства в Красном море. Обстрелы и нападения хуситов на корабли, направляющиеся в Израиль или вообще как-то связанные с еврейским государством, привели к тому, что судоходные и транспортные компании начали отправлять суда в обход Африки, через мыс Доброй надежды, несмотря на то, что это удлиняет расстояние на 40%. Естественно, растут и транспортные расходы. Так, по данным Freightos.com, тариф на доставку 12-метрового контейнера из Азии в Средиземное море через Суэцкий канал по состоянию на 17 декабря составлял 2414 долларов, что на 62% больше, чем в конце ноября.
«Все это означает увеличение стоимости и продолжительности доставки, ― цитирует Bloomberg Хеннинга Глойштейна, возглавляющего исследовательский отдел в Eurasia Group. ― Дополнительные расходы, естественно, лягут на плечи потребителей».
Последними на данный момент, в понедельник 18 декабря, подверглись нападению с применением дронов и противокорабельных баллистических ракет танкер Swan Atlantic и сухогруз Clara. Нападения сейчас происходят почти ежедневно. Кстати, хуситы последнее время нападают и на корабли, не имеющие к Израилю никакого отношения. К таким, например, относится, по словам владельца, обстрелянный вчера танкер Swan Atlantic, который перевозил под флагом Норвегии биотопливо из Франции на Реюньон в Индийском океане.
О перенаправлении своих кораблей в обход Суэцкого канала и Красного моря уже заявили крупнейшие транспортные и энергетические компании: Maersk, BP, Equinor и другие. Полное или частичное закрытие важнейшей водной артерии, по которой ежегодно проходит грузов, включая энергоносители, добываемые в Персидском заливе, почти на 2,5 трлн долларов (ок. 12% всех перевозимых по морю грузов), будет иметь серьезные последствия для всей глобальной экономики. Больше всего пострадает Европа, потому что именно таким путем она получает энергоносители из Персидского залива. Не удивительно, что цены на газ в Старом Свете в последнее время взлетели на 13%, а цена барреля нефти марки Brent выросла во вторник утром на 3,9% по сравнению с закрытием торговой сессии в понедельник.
Эффект от закрытия Суэцкого канала усиливается еще и тем, что сейчас из-за засухи резко снизился трафик и через Панамский канал. До того, как хуситы начали нападать на корабли в Красном море, многие суда, чтобы не простаивать недели в огромных очередях у Панамского канала, отправлялись через Атлантику, Средиземное море, чтобы воспользоваться Суэцким каналом и Красным морем. По данным Bloomberg, в Красное море в прошлые субботу и воскресенье вошли или вышли 56 кораблей, что на 35% меньше в сравнении с началом декабря.
Министр обороны США Ллойд Остин, находящийся сейчас на Ближнем Востоке, объявил о создании военно-морской группировки, которая будет охранять от хуситов суда, идущие по Красному морю. В группировку, если верить Остину, войдут также военные корабли Великобритании, Канады, Франции и других стран. В перспективе не исключено нанесение американцами ракетных и авиационных ударов по позициям хуситов в Йемене, что чревато трудно просчитываемыми последствиями. Сейчас не очень понятно, как отреагирует на втягивание в конфликт США Иран, который, как известно, много лет поддерживал хуситов и, очевидно, продолжает их поддерживать и сейчас. Впрочем, справиться с хуситами, которых многие специалисты считают лучшими воинами на Ближнем Востоке, американцам будет нелегко и без помощи им из Тегерана. По крайней мере, Саудовской Аравии, воюющей в Йемене, это не удается сделать уже почти 10 лет.
Во вторник, 19 декабря на встрече Ллойда Остина с министрами обороны союзников будут обсуждаться дальнейшие действия новой коалиции. Между прочим, обострение войны в Йемене не приветствуется, в первую очередь, в столицах государств Персидского залива. Хуситы показали, что в их арсенале имеются ракеты, способные долететь и до Израиля. Естественно, они не остановятся перед применением их и дронов не только по американским военным кораблям, но и по территориям арабских монархий и, в первую очередь, Саудовской Аравии, которая формально до сих пор воюет в Йемене и уязвимость которой перед ракетами хуситы неоднократно доказывали в прошлые годы.